25 апреля, 2022
Сибирский зимник по пути на Байкал: бесконечные километры, обалденные виды!
«Нам выпала великая честь жить в перемену времён» (с) Б.Г.
Однажды утром 24 февраля 2022 года мы выехали из города Мирный и отправились по направлению на юг, в сторону начала зимника «Тас-Юрях — Верхнемарково». Вон они мы, красавцы и красавицы ->
А чтобы вам было невозможно не смотреть дальше :) вот кратенькое видео о самых интересных событиях по пути (версия Youtube):
Дорога идёт на юг до Ленска, нам же предстоит свернуть направо на село Тас-Юрях. Дорога и здесь нормальная, быстрая, как мы уже привыкли.
После поворота на Тас-Юрях дорога чуть похуже, но вполне терпимо.
Подъезжаем… А вот он, поворот на зимник. Впереди 800+ километров.
В самом начале зимника (и в самом конце) висит «легенда» маршрута: кафе, сложные участки, прочая полезная информация. Ну, всё вроде понятно, надо ехать…
Взгляд туда, фотка в другую сторону. Ощущения немного тревожные — я по такому зимнику ехал впервые. Но любопытно же!
Вдохнули-выдохнули, слегка волнительный момент — но надо ехать. Вперёд! Куда-то туда… По примерно вот такой дороге.
Местами гладко и ровно — но часто ямы, «трамплины» и «волны», особо не разгонишься. Иногда колея от большегрузов, из которой немаленькую полноприводную машинку может внезапно «выбросить» в снежный бруствер на краю дороги. Ездить по колее настоятельно не рекомендуется.
Читал в каком-то интернет-рассказе про этот зимник, что тут местами настолько ровно, что можно идти под 100км/ч. Не верьте! Здесь таких участков обнаружено не было. Ехали 40-50, ну иногда 60км/ч, качество зимника не подразумевает быстрой езды. Особенно на ледяных участках с поворотами, где вообще крались еле-еле, поскольку не просто очень скользко (даже на шипах), так ещё и наклон полотна дороги в противоположную от поворота сторону… но так даже веселее :)
Часто встречались выгоревшие участки. Причём пожары старые, уже частично заросло новыми ёлками.
Со встречками расходились аккуратно, вежливо. Это их дорога, а не туристическая. Часто приходилось прижиматься к краю и пропускать тяжело гружёный встречный транспорт. Особенно, когда они в подъём тянули. Нас сразу предупредили, что большегрузы не останавливаются, особенно в подъём. Наша задача максимально освободить им дорогу.
И наоборот — связывались с попутными грузовиками по рации и просили пропустить нас. Всё проходило вежливо, по дальнобойному кодексу с оттенками зимника.
Но иногда просто не было возможности пропустить — приходилось многокилометры тошниться вслед за медленно едущим дальнобоем.
А вот эти лесовозы здесь давненько стоят. Видимо, что-то пошло не так…
Ой, «маленький»! Мы здесь не одни такие :) И ещё 700+ километров впереди!
По дороге — три нефтегазовых месторождения, вот первое из них (в качестве перфекционизма укажу, что это Среднеботуобинское месторождение). Красиво дымит — прямо в облако, которое как будто специально подвесили для усиления картинки.
А если фотку чуть затемнить, то вообще суперэкологичненько получается!
Полетаем? Заодно проверим, если ли у них антидрон :)
Нет антидрона! :)
Едем дальше! Дорога-дорога… напрашивается какая-нибудь песня по дорожной теме.
Иногда зимник заползал в болотистые местности — растительность низкая, хлипкая. Но зато наверняка летом здесь облака комарья и мошки!
Уже 1420… (километровые столбы стояли каждый 10-й километр)
Ещё одно месторождение — но с дороги его не видно.
Узко, встречка, пропускаем.
А день движется к закату… И — красиво!
Иркутская область! Граница. И плюс час времени. Зимник пересекает границу с Якутией несколько раз — ровно несколько раз часы в машинках переключались на новые часовые пояса.
Совсем вечереет…
Ужин! Пикет «Чона».
А поскольку была затронута тема ужина, то, наверное, пора рассказать про местную дорожную инфраструктуру. Рассказ будет краток: на весь зимник есть примерно полтора десятка пикетов-кафешек с парковками, всё остальное: заправки, гостиницы, гаражи и прочие мойки с эвакуаторами, — всё это категорически отсутствует. Здесь присутствует только инфраструктура сибирской тайги, больше ничего здесь нет! Ну, кроме GPS/ГЛОНАССА и Иридиум-телефона.
Почему местные кафе-столовые называются «пикеты» — мне неизвестно. Этимологию этого термина предлагаю изучить самостоятельно, а затем доложить всей остальной любопытной общественности. Пикеты работают только в зимнее время. После прочистки зимника (ноябрь-декабрь) персонал сюда заезжает, а перед закрытием (апрель) его отсюда забирают. Летом вся эта дорожная «инфраструктура» стоит пустая. И нет никого вокруг…
Выглядят пикеты примерно так: несколько деревянных домиков (столовая, жильё сотрудников пикета, склад), расчищенная парковка, деревянный туалет на улице — и всё на этом.
И уходящая в бесконечность дорога…
Антураж столовой — чистенько, съедобненько. Для сибирского зимника вполне достаточно.
Названия пикетов иногда весьма радостные :)
Пикет «Удачный». Ночёвка! За день проехали 600км, из них 440 по зимнику. Больше половины, однако!
Приткнулись между «больших мальчиков», залезли в спальники — и в отруб на целых 7 часов.
Раннее утро. Виды с дрона во все стороны.
Эта часть пространств прорезана противопожарными просеками. Удивительно — это где-то в центре бескрайних и безлюдных сибирских пространств! Но недалеко от ещё одной «нефтянки» :)
Вот так на яндо-картах ->
Утро, пора на завтрак :) Но сначала — накормить коней!
Потом уже в уютную столовую-кафешку. И — снова в дорогу!
Наступил «день-2 на зимнике», впереди вторая половина пути. Что интересно, мне совершенно не надоело ехать! Зимник — очень интересная дорога, да и картинки вокруг и прямо по движению показывают совершенно не скучные. Плюс — едем на юг, теплеет, виды по сторонам начали украшать сосны. Смотрю на фотки — и даже немного ностальгирую. Хорошая дорожка!
Еще один Т-образный перекрёсток, просека направо — ещё одна нефтедобыча.
Привычным движением руля расходимся со встречкой.
Берёзовые арки, снежные туннели… Красотища!
«Первый» по рации договаривается с попуткой об обгоне.
[Временно] закрытый пикет с очень милым названием «Медвежонок». Это вот здесь. Хорошее местечко!
Моя постоянно случайная попутчица olly_ru всерьёз задумалась прикупить это местечко и на зиму перебираться сюда — кормить проезжающий дальнобой. А я про себя думаю, что, может быть, рискнуть и войти в долю? Но без смены локации зимнего пребывания. Места хорошие, здоровый образ жизни обеспечен! Вот только удобства на другой стороне улицы:
Едем дальше! Осторожно — колея. И встречки тоже осторожно. Встречек много — иногда пропускали небольшие «караваны».
Прыг-скок, дальше и дальше…
Речка Нижняя Тунгуска — конечно, это не Подкаменная Тунгуска, где 100+ лет назад по нашему общему шарику вдарило очень загадочное нечто, но всё равно родня :) Мост? Ха-ха, мы на зимнике!
Пикет «Непа».
И снова бесконечные километры, обалденные виды…
2000 — есть! Не «1111», но тоже ничего :)
Чем ближе к выезду с зимника, тем выше деревья, больше сосен, дорога становится всё более гладкой. Можно и разогнаться немного — километров до 80 :)
Ещё одна «газонефтянка» — Ярактинское месторождение. Наличие антидрона проверять не стали :)
И дальше к выезду с зимника… А вот уже и он (выезд)! Дальше — круглогодичная дорога.
Дорога дальше… вроде бы обычный зимник, но потом он превращается в свежевырытую и отсыпанную дорогу. Завершающие километров 15 выглядят вот так:
Вот так уничтожается размах и удаль настоящих сибирских зимников. Если так и дальше пойдёт — закатают всё в асфальтобетон да мостов понастроят. Посему, если кому-то хочется проехаться «по-настоящему», то тормозить не следует.
Ещё совсем недавно зимник заканчивался вот здесь:
Осталось совсем немного, надеемся засветло успеть до Усть-Кута. Начал появляться трафик:
Обочины здесь коварные…
Как вдруг… Упёрлись в длинную очередь. Что делать? Запускаем дрона, исследуем обстановку…
Как выяснилось, чуть дальше в кювет скатился дальнобой, его краном доставали. Вон там он на боку лежит:
Вытащили, колонна двинулась, в Усть-Кут мы добрались уже в полной темноте. На этом наш двухдневный заезд по зимнику «Тас-Юрях — Верхнемарково» торжественно закончился.