Тренажёр космических дальнобойщиков: на Марс в Москве.

На днях я побывал в весьма необычном, уникальном месте. Это наземный комплекс, имитирующий длительные космические полёты. Если вы слышали об эксперименте по выживанию небольшой группы испытателей, добровольно отрезавших себя от этого мира на время предполагаемого полёта на Марс и обратно — то это здесь.

Вот в этом здании:

Вот в таких цилиндрических отсеках, по размеру совпадающих с максимальными размерами современных космических конструкций. Внутри отсеков всё сделано для имитации космического полёта: замкнутое пространство, регенерация воды и кислорода, задержки по связи «с Землёй». Не воспроизведена только невесомость, да не хватает иллюминаторов с россыпью звёзд на экране.

Ну, пойдём погуляем.

Комплекс состоит из нескольких отсеков, соединённых между собой «космическими» стыковочными шлюзами — чтобы всё было «по-честному».

Сначала посмотреть что снаружи. По идее, они должны быть абсолютно автономны и никакой физической связи с наружним миром быть не должно. На деле же оттуда снимается куча разной телеметрии обо всём живом и неживом, коее :) обвешано датчиками и камерами наблюдения. Соответственно, снаружи тоже разного оборудования достаточно.

Чтобы попасть внутрь «марсианского» модуля нужно пролезть вот в этот люк:

Это помещения проекта «Марс-500», имитация 520-дневного полёта на Марс и обратно с высадкой на планете. Если такая экспедиция когда-то и состоится с участием хомосапиенсов (на коий :) счёт есть разные мнения), то человеку придётся столкнуться с массой проблем, связанных с длительным пребыванием в космосе. Например, солнечная и космическая радиация, от которой мы на Земле защищены нашим общим земным магнитным полем. Кстати, астро-космонавты на МКС и тайконавты на китайских кораблях тоже летают внутри этого магнитного купола. Как защититься от излучения в дальнем полёте — это пока совершенно непонятно. Свинцовые капсулы и «термосы» с водой между оболочками — эти предложения похожи на бред, по моему скромному разумению.

Случайный попутчик О.А. подсказывает:

Проект модуля МАРС-500 конструктивно очень похож на проект тяжелого межпланетного корабля (ТМК), разработанного в ОКБ-й Королева еще в 60-х для полетов на марс. В финальном варианте ТМК представлял собой пятиэтажный цилиндр: первый этаж жилой, с индивидуальными каютами, кухней и библиотекой микрофильмов. На втором – рабочем этаже – размещалась рубка управления, а также мастерские и тренажеры. На четвертом – агрегатный отсек, а пятый этаж – он же спускаемый аппарат — располагался снаружи. Самое увлекательное – это проект третьего «биологического» этажа, на котором по замыслу конструкторов экипаж мог бы выращивать собственный космический урожай на время полета (привет тебе, Марк Уотни из «Марсианина», мы и тут были раньше). Правда, уже в наше время выяснилось, что лучше всего в космосе растет не картофель, а плесень — всеядная, но совершенно несъедобная.

Для изучения поведения экипажа в условиях длительной изоляции в том самом ИМБП был проведен уникальный эксперимент. Первые межпланетные «путешественники» – Герман Мановцев, Андрей Божко и Борис Улыбышев – отправились в симуляцию годового космического полета по маршруту «Метро Полежаевская – Планета Марс» аж в 1967 году (подробности – в книге Андрея Божко и Виолетты Городинской «Год в звездолете»).

Однако амбициозный проект в буквальном смысле «не взлетел». Все четыре запуска экспериментальной сверхтяжелой ракеты Н1, которая и должна была вывести ТМК на орбиту, закончились неудачей, и в 1974 работы по ней были свернуты, а мечту межпланетных перелетах пришлось отложить еще на полвека. PS Любопытно, что Илон Маск планирует отправить первый экипаж на Марс ровнехонько через 50 лет после закрытия программы Н1-ТМК – в 2024-м году.

Но если проблема с защитой от космического излучения когда-нибудь разрешится техническими способами (в чём я уверен), то что делать с другими вопросами пока непонятно. Например, ещё одна большая задача связана с тем, что космо-дальнобойщики (месяц и более на орбите) начинают терять иммунитет. Ещё уравнением со многими неизвестными является проблема вымывания кальция из организма. Как космонавта этим кальцием ни корми — а организм всё равно его отплёвывает. И что с этим делать тоже пока не совсем ясно.

// Сразу поясню, что всё это я услышал из профессиональных источников, но своим не вполне подготовленным ухом. Посему в терминах, трактовках, выводах — да, я могу ошибаться в качестве передаваемой вам информации. Если вы заметите что-то не, то помогайте своими знаниями и опытом.

Далее. И самое главное. Ещё одна большая проблема: социальная ситуация внутри экипажа, вынужденного длительное (год и более) время жить в замкнутом пространстве. Как поведёт себя человек в таких условиях? Полгода туда, полгода обратно, а делать в целом нечего. Либо одни и такие же рутинные задачи.

Что делать, как бороться?

Ответ на этот вопрос и дают подобные эксперименты. Которые проводятся вот в таких симпатичных и просторных помещениях, например, как этот отсек проекта «Марс-500» ->

Отделение для личных вещей:

Шлюз в соседний отсек:

Если из отсека в отсек перебираться «по-честному», то надо лезть вот в эту трубу:

Ненастоящие же «экскурсонавты» в соседние помещения могут и через дверь проникнуть.

Здесь склад разной еды и прочего оборудования. Сейчас он пустой, комплекс ещё не начали готовить к очередному эксперименту, или же немного отложили подготовку. Увы, планы по активностям отложены по причине этого самого поганого био-вируса…

Оранжерея, где выращивается разная свежая зелень… в 500 метрах от ближайшего рынка :)

Обязательные тренажёры. Но этот не космический, «настоящие» я чуть позже покажу.

Переход… вернее, перелаз на кухню:

А вот и кухня. Само собой, в космосе никаких «ровно стоящих стульчиков» нет. Но там процесс кормления давно отработан, сидушки с ремнями — смотрите мои давние рассказы про Звёздный городок. Наверное, по этой причине на этой кухне совершенно домашне-земные условия. Хотя, не исключаю, что во время имитации полёта всех участников заставляют пристёгиваться как только они захотят покушать.

Ещё один шлюз.

Кстати, мы там только что были. Там где кровати на 6 человек, вооон там синенькая занавесочка виднеется, что была поближе на предыдущих фотках:

Здесь же какие-то более современные спальные отсеки. Вроде бы для новых проектов под кодовым названием «Сириус».

Комната отдыха:

Вот такая совершенно необычная конструкция в городе Москве имеется! Само собой, управление цифровое, компьютерное.

Всё это происходит в Институте медико-биологических проблем РАН. Здесь же проводится масса других экспериментов над хомосапиенсами и другими формами земной жизни. Как они себя будут вести в условиях невесомости, в экстремальных полярных и подводных условиях. Что происходит с телом, поведением и самочувствием — если это тело, например, на несколько суток поместить в недвижимую среду? Которая создаётся на специальном оборудовании, которое здесь же проектируется и собирается.

Вот, например, заканчивается эксперимент длительностью трое суток. «Сухое» погружение в воду (температуры тела), симуляция длительной полной неподвижности. Испытатель Елена Сергеевна чувствует себя прекрасно :)

Но не надо думать, что она там просто отлёживается. Её мучают разными раздражителями и через датчики снимают какую-то полезную, но мне неведомую информацию. И не мечтайте, что лежачая работа испытателя легка и непринуждённа. Он (испытатель) свои нормо-часы отрабатывает по полной программе.

Мне же в качестве туриста предложили опробовать вторую ванну. А я не отказался!

Сначала чуть не засыпаешь от неожиданных ощущений «ничего нет и никуда не давит». Но потом понимаешь, что выспишься, ещё полежишь немного — и начнёшь сходить с ума…

В другом помещении — уникальная, здесь же придуманная и собранная мини-центрифуга для нагрузочных тестов «искусственной гравитации» или ещё чего-то подобного (этот аппарат категорически отличается от больших центрифуг у космонавтов в Звёздном городке). Кстати, подобные методики могут пригодиться и при лечении некоторых заболеваний — пояснили мне сотрудники института.

Совершенно уникальные беговые дорожки для космоса и невесомости. При этом они спроектированы как «плавающая платформа», чтобы избежать слишком резких ударов по корпусу космической станции. На таких тренажёрах бегают наши космонавты на МКС.

И многое-многое другое, которое нам просто не успели показать. Надеюсь на следующий раз!

Короче, вот такое совершенно уникальное во всех смыслах медико-технологическое учреждение. Которое, кстати, ищет молодые (и прочие) таланты. Посему, если у вас вдруг есть желание испытать себя в таком совершенно необычном техно-мед-испытательном деле — то вам сюда!

А теперь давайте вернёмся к вопросу из предыдущего поста: что не так на картине?

Это работа Левитана, «Над вечным покоем». На картине автор изобразил вид на озеро Удомля, где сейчас на заднем плане стоит Калининская АЭС, что совершенно не сочетается с названием картины — «вечный покой», т.е. навсегда и вообще. Думаю, художник очень сильно бы удивился современным пейзажам этих удалённых пространств.

Но самое главное — такого пейзажа вовсе не существовало! Картина склеена из трёх разных видов: озеро Удомля, деревянная церковь в Плёсе (сгоревшая в 1903г и заново отстроенная), а общая композиция картины взята с озера Островно.

Всем спасибо за внимание, до следующих встреч!

Прочитать комментарии 0
Оставить заметку