20 декабря, 2019
Смрад, быт и достопримечательности столицы Индии.
Дели. В этом городе я оказался в третий раз в своей жизни и наконец-то решил заняться здесь хоть каким-то туризмом. До этого были конференции разные, встречи, всё бегом-бегом, однажды выезд в Тадж-Махал. Но если по-честному, то хорошему, тщательному туризму здесь весьма мешают две вещи: токсично-отравленная атмосфера воздуха (об этом будет ниже) и хаотично-агрессивное поведение местного автотранспорта. Выходишь из отеля, покидаешь зону кондиционированного и прочищенного воздуха, как нюхнёшь запаха окрестных «фиалок»… (вот, вспомнилось: «Понюхал старик Ромуальдыч свою портянку и аж заколдобился» (с)) …и сразу хочется вернуться обратно, а в качестве компенсации немедленно накатить.
Но когда первый экологически-обонятельный уровень самообороны города от назойливых туристов пройден, то тут же втыкаешься во вторую линию заграждений: транспорт. Таким уровнем дорожного бардака и агрессии, а также убитости дорог и автотранспорта — этим не каждая страна может похвастаться. Почему-то при обсуждении категорий транспортной обстановки у нас с моими случайными попутчикаим всплыло слово «палермо». Как «абсолютная величина, которой можно измерять транспортный бардак». Так вот, местные особенности национального транспорта, как мне показалось, потянут на три «палермо» минимум. Почему именно «палермо»? А вы скатайтесь туда, возьмите машинку напрокат… и попробуйте вернуть её целой.
В начале этой недели, когда согласно заранее спланированному и согласованному бизнес-графику у нас было два дня в столичном Дели, специально для туристов возвели и третью преграду: какие-то протесты против каких-то реформ проходили как раз около некоторых самых главных исторических объектов, обязательных для посещения каждому любопытному туристу. Увы, как раз туда вход был запрещён. А тут в Дели есть что посмотреть — и немало!
Но всё равно немного «главных блюд» осталось открытыми для посещения. Например, гробница падишаха Хумаюна. Интересное сооружение. Если нет времени на Тадж-Махал (он сильно круче, но и построен позже), то сюда надо заскочить обязательно.
Интересно, что многие значимые сооружения в этой части Индии были построены во времена Великих Моголов, которые частично потомки монгольской империи. Например, тот же Хумаюн — родился в Кабуле, потомок Тамерлана и так далее. На картинках он — типично монгольского вида, как мне сообщает собственное зрение. Вот они здесь «всю индустриализацию» тогда и замутили.
Конечно же, да — ещё раз отмечу, что этот мавзолей меркнет по сравнению с Тадж-Махалом, но туда от Дели пилить надо 250км (и столько же обратно) по местным индийским дорогам со всей прилагающейся аттрибутикой. Так что, берите что есть:
Только не забывайте респираторы или другую защиту для дыхательных органов. Поскольку гулять здесь можно долго.
Как выживают (и сколько живут) здесь местные — мне неизвестно. Детей, живущих в этих условиях, безумно жалко.
Но такие условия им устроили их же родители. И, скорее всего, этот экологический ад исправить быстро никак не получится.
А пока здесь жизнь течёт под вот таким серым небом. Вот такой здесь смрад и быт. Экология напрочь и уверенно изничтожена.
Откуда здесь смрад в экологии — это просто. Давным-давно мы после одной конференции решили с группой коллег поехать к Тадж-Махалу и по дороге увидели всё это. Да-да. Всё это самое. Вот, например, типичная картинка (эти фотки 2008 года и не мои) ->
Незаселённые пространства вокруг — это сплошная помойка, которую жгут. И дым от этих помоек — это и есть местная серая экология с характерным запахом. Причём концентрация настолько высокая, что если кто-то на улице рядом с тобой курит сигарету — это практически никак не ощущается.
Любопытное наблюдение: в городе по непонятной нам всем причине в небе кружится огромная популяция каких-то хищных птиц. Не грифов-падальщиков, а именно боевых атакующих хищников. Не моя сильная черта отличать орла от сапсана, но вот. Тут их пасутся неведомые стада стаи туда-сюда, иногда дерутся друг с другом. Наблюдать = ой, прикольно!
Заинтересовал вопрос — а чем они питаются? На других птиц (полно ещё голубей) вроде не нападают. Местные полосатые белки их совершенно не боятся и бегают по открытым местам. Чем питаются здесь эти гордые хищники? Загадка…
Но довольно о грустном, продолжаем экспресс-забег по Нью-Дели. Вторая точка, куда удалось заскочить — Ворота Индии. Памятник индийским воинам-героям… которые в основном сражались за британские интересы.
Здесь (по сравнению с гробницей Хумаюна) весьма оживлённо.
И всё тот же повсеместный бардак. Начиная с жидкой грязи на парковке перед памятником (это в центре города!), и заканчивая всяческими самопальными угощениями (как когда-то я выразился: «разносчики еды… а также гепатита-«а», «бэ» и «це»).
Короче, хотите остренького? Вам — сюда:
Средство массового передвижения «тук-тук» (так и называется).
Ого! Один даже огнетушителем оборудован.
Разносчик чая продаёт напиток продавцу кокосов. Просто уличная картинка.
Уличный фастфуд. На туристической парковке у Ворот Индии. Боюсь, что приезжему туристу это пробовать не следует. Можно подхватить какое-нибудь редкое заболевание и удивить симптомами всё инфекционно-дизентерийное отделение в любимой больничке в родном населённом пункте (если успеете вернуться).
Ну и ещё немного старых дорожных и городских зарисовок (автор В.К.). Почему старых? Потому что с тех пор почти ничего не изменилось.
Небогатые городские кварталы.
Детишки попрошайничают. Интересно, что с этими детьми через 11 лет после этой фотки?
Но это были фотки бедных трущоб и небогатых районов. Здесь есть и вполне достойные зоны проживания (где посольства и дорогие отели) и весьма приличные исторические объекты (фотки мои, свежие) ->
Всё, наверное, про Индию. Мы уже улетели дальше. И, похоже, что вовремя это сделали. Там продолжаются массовые протесты, отключён интернет, в новостях сообщают о блокировке дороги в аэропорт, метро закрыто. Если бы мы не улетели, то застряли бы надолго.