21 сентября, 2019
Большой бардак в большом хабе.
Вчера (пятница вечер) один наш сотрудник возвращался домой из Барселоны с пересадкой в Шереметьево. И нарвался на полный, абсолютный адский ад — еле вписался в 2.5 часа, чтобы попасть на следующий рейс. Мне, как часто летающему пассажиру, просто интересно — что это было? Как, зачем и почему? Может быть на родину больше не надо возвращаться по пятницам вечером? Кто что знает по этому поводу?
Далее прямая речь очевидца:
Холодок прошёлся по телу ещё в воздухе, когда стюардесса объявила о задержке приземления на 20 минут из-за сильной загруженности аэропорта. Вроде ничего страшного, до стыковочного рейса два с половиной часа, успею. Но какая-то неуверенность всё равно поселилась.
В итоге сели на полчаса позже и, неожиданно, вместо привычного телетрапа — автобус. Ну и ладно — у меня же два с половиной часа до стыковочного рейса! Было… Ну, два — тоже вполне приличный запас.
Десять минут и мы в аэропорту, терминал D, по эскалатору вверх, налево, быстрым шагом, направо…
Здесь я прерву поток повествования. Поскольку автор забыл сделать фотки, то для визуально-графического оживления этого поста несколько адских аэропортовых очередей из моей «лётной» практики.
JFK (давно там не бывал и, говорят, они исправились):
Казалось, что в Шереметьево это уже в прошлом, ан нет… Продолжаем рассказ:
…по эскалатору вверх, налево, быстрым шагом, направо… 8-O На паспортном контроле работают почти все окна, но несмотря на это в каждое, даже в дипломатическое, человек по тридцать. Ситуация усугубляется отсутствием разводящих и коридоров для утрамбовки пассажиров в компактные очереди. Прямо как Шереметьево-F в конце 90-х, первой половине 2000-х до сооружения новых терминалов. А время тает и до стыковочного рейса уже меньше двух часов.
Через двадцать минут чувство неуверенности в стыковочном рейсе начинает в фоновом режиме продумывать вариант Б. Тем временем очередь теряет человеческий облик: транзитные пассажиры массово рвутся напролом мимо очереди, вступают в напряжённую дискуссию с другими транзитными пассажирами, завязывается спор кому дальше лететь, у кого меньше времени осталось и кто совсем обнаглел. Перебежчики между соседними очередями (а соседняя очередь, разумеется, движется быстрее) демонстрируют высокое искусство проникновения в лакуны между другими пассажирами как будто так и было. Всё чаще слышно «вас здесь не стояло!». Представители пограничной службы предпочитают не появляться на людях, дабы не дать им взять грех на душу.
Ещё через двадцать минут я получаю заветный штампик и спускаюсь по эскалатору к таможенному коридору мимо багажных лент. Внезапно облегчение: у меня только рюкзачок ручной клади, а табло обещает привезти багаж только через 20 минут. Поэтому бегом к лифтам на третий этаж!
8-O Неогранизованная топла штурмом берёт четыре (sic!) лифта, которые соединяют зону международных прилётов с зоной внутренних вылетов. Градус оскотинивания и культурной деградации отчаявшихся транзитных пассажиров зашкаливает: семьям с детьми и колясками рекомендуют встать в очередь (которой нет), потому что «здесь все спешат». Интенсивность работы локтями достигает апогея. При этом сотрудники аэропорта молчаливо протискиваются сквозь толпу и пролезают в лифт экспрессом. Здесь в лифте счастливчики нервно хохмят, их соседи так же нервно смеются.
Итого, поездка на лифте у меня занимает 15 минут. До окончания регистрации остаётся тоже 15 минут, но я уже на финишной прямой к подземному трамвайчику. Давка при посадке, но через 10 минут я уже в в терминале B. Наверх, ещё наверх, налево в зону приоритетной регистрации… 8-O Очередь человек 30. Приоритетных человек.
Через несколько минут меня осеиняет откровение пройти электронную регистрацию через приложение. Сказано-сделано. Пока-пока очередь — у меня в «кошельке» смартфона висит заветный посадочный талон! У гейта я оказался ровно в момент объявления начала посадки.
Впрочем, на этом приключения не закончились. Из-за загруженности аэропорта мы провели 40 минут в самолёте без кондиционера, ожидая разрешения на вылет.
Ну, что сказать, налицо большой бардак в большом хабе. Замахнулись на двузначный процент роста пассажиропотока, но резиновость аэропорта и готовность служб оказалась «не по Сеньке». Взгляните на список крупнейших аэропортов мира.
2017й год: у Шереметьево = 50е место, рост 17,8% (самый высокий в топ-50).
2018й год: уже 41е место, рост 14,3% (снова самый высокий в топ-50).
Понимаю амбиции и громадьё планов Шереметьево — мы сами любим расти темпами, опережающими конкурентов :) Третью полосу в четверг запустили, терминал C в конце года откроют, наземную электричку между терминалами через два года обещают. Дороги ремонтируют, многярусные стоянки строят, скоростной платный дублёр Ленинградки привязали. В целом-то всё хорошо, но с деталями как-то не получается. Особенно в пятницу вечером.
Ну, правда: почему не установить «змейки» для упорядочения очередей? Автоматы или живых разводящих на паспортном контроле? Экспресс-линию для опаздывающих транзитных пассажиров? Какой-нибудь альтернативный, более шустрый способ передвижения между этажами. И во всех напряжённых местах часов пик втыкать сотрудников для оптимизации распределения пассажиропотока.
И напоследок хочу поделиться одной наглядной арифметикой часто летающего пассажира.
У меня 100+ перелётов в год. Где-то 80 из них заканчиваются паспортным контролем. Если я буду просто 15 минут стоять на каждом… То это будет 20 часов! Тупо 20 часов жизни в год! Если добавить 8 часов на сон, то 20 = 1.5 суток моей жизни ежегодно! Да, знаю, есть VIP-обслуживание – но в Шереметьево оно не работает на паспортном контроле, да и вообще оно там почти нулевое. Есть частные джеты – но Внуково-3 от меня не самое близкое направление, да и летать дальние расстояния комфортнее на больших самолётах. Так что мне делать? Перестать вылетать из Москвы или перестать сюда возвращаться??