8 июля, 2019
Starmus-2019: большая космическая политика и рассказы космо(астро)навтов.
Теперь обещанные «подробные рассказы» о фестивале науки и искусств STARMUS.
Важный дисклеймер:
Данный текст (как и дальнейшие рассказы о Стармузе) вполне возможно содержит технические и исторические ошибки, что-то я не так понял, чего-то не знаю… За что сразу приношу извинения и предлагаю поправить меня своими комментариями. Желательно со ссылками на первоисточники.
На нас всех неизбежно надвигается большой юбилей: 50 лет первой высадке человека на Луну. 21 июля 1969г. человек (Нил Армстронг) впервые оставил отпечаток своего ботинка на поверхности небесного спутника Земли. Великое достижение, посему первый день (и частично прочие дни) фестиваля были посвящены именно этому событию. Мунволкеры, астронавты-космонавты и сотрудники центра управления программой Аполлон рассказывали как оно было на самом деле. Повторюсь, многое (или вообще всё) давно рассказано и показано в википедиях и прочих интернетах, но посмотреть это на сцене, послушать от первого лица непосредственных участников = впечатление и эмоции от этого местами просто зашкаливают горизонт событий…
Итак, по порядку.
Первым рассказывал свою версию событий американский историк космических программ John Logsdon. В его выступлении было ясно заявлено, что проект высадки на Луне имел исключительно политическое значение. К тому моменту Советсткий Союз запустил искусственный спутник, Юрий Гагарин впервые облетел Землю в космическом корабле — США серьёзно отставали не столько даже в разработке космических технологий, сколько в банальном пиаре космических побед и достижений.
Именно по причине победного имиджа Советского Союза и было принято решение о старте космической гонки и выделении средств на лунный проект. Если раньше говорили как-то мягко, что программа Аполлон это детище холодной войны (как я слышал на предыдущем Стармузе), то здесь я своими ушами услышал более подробное изложение этой темы. Если кратко, то это был глобально-международный пиар без каких-либо конкретных больших научных или практических целей. Наверняка об этом говорилось не раз и не два на разных других тусовках, здесь же эту истину я лично услышал из доклада уважаемого американского историка.
На самом деле это не столь важно. Полёт к Луне и высадка на неё является одним из величайших достижений человечества вне зависимости от целей, поставленных перед этим проектом.
Кстати, что я узнал впервые: в 1961м во время саммита в Вене Кеннеди предложил Хрущёву совместное участие в лунном проекте, на что Хрущёв ответил отказом. Интересно, как бы закрутилась история, если бы советские лидеры были поумнее?
Самоуверенность и отвага, желание в очередной раз доказать всему миру своё техническое и идеологическое превосходство: Советский Союз втихаря клепал свою лунную ракету N-1.
Но, увы, американцы стали уходить в отрыв… (который и до сих пор только увеличивают).
С тех пор прошло уже 50 лет, и вот им захотелось снова вернуться на Луну, но уже чтобы остаться. Верится или не верится? Что-то как-то невнятно они об этом заявляют. Почему-то не Президент, а Вице-президент, как-то скромно, без апломба (если сравнить с историческим выступлением Кеннеди):
Но тем не менее — вот есть такая «Программа Артемис» (не путать с «Проектом Артемис», который про тоже самое, но 20 лет назад, и не взлетел):
Короче, поживём — увидим. Мне так сильно кажется, что сейчас в Лунную-Гонку-2 включатся как минимум две силы: 1) США+Европа и 2) Китай. Сможет ли там найти своё место Россия? Или стать третьим бегуном? Это мне пока совершенно не ясно. Посему пора запасаться попкорном, представление обещает быть исключительно интересным!
Дальше были ещё космонавты-астронавты, вот на каких рассказах удалось побывать:
Крис Хэдфилд (Chris Hadfield) — канадский астронавт с весьма разнообразным опытом. Летал на Шаттлах и на Союзе (то есть, он и космонавт тоже :) ), побывал и на станции Мир, и на МКС, выходил в открытый космос.
Весьма зажигательно рассказал про работу в открытом космосе, как оно там и вообще.
Сразу вспомнилось:
Сначала нахваливал российский (советский) скафандр «Орлан» — что в него залезаешь как в шкаф, руки и ноги засунул куда надо, потом дверцу сзади закрыл — и всё. Потом долго рассказывал про американский аналог, который модульный, и в который затрахаешься забираться и все запчасти пристёгивать.
А в одиночку совершить эти действия вообще невозможно.
Кстати, а это правда что сейчас на МКС «Орланы» являются главным (или единственным) типом скафандров для работы в открытом космосе?
Ещё рассказывал, что поскольку он гражданин Канады, то ему требовалось заменять на скафандре американский флаг на канадский.
А также незабываемые впечатления работы в космосе во время масштабного северного сияния. «Surfing Aurora» — сказал он и показал просто замечательную фотку. Увы, запечатлеть этот момент я не успел. Но зато нашёл вот такое наглядное видео (а также более детальный рассказ).
А дальше пошли выступления астронавтов Аполло — ааа!
Первым был Уолтер Каннингем (Walter Cunningham), пилот лунного модуля тестового полёта Аполлон-7 (самого модуля в этом тестовом полёте не было, астронавт отвечал за множество других бортовых систем).
Много рассказывал разных, но в основном хорошо известных историй… а потом выдал вот такую дефиницию:
Definition of Adventure:
— Must advance human knowledge.
— Must have a real risk of dying.
— Must have an uncertain outcome.
Очень хорошее и правильное определение. Однако… в своём выступлении Уолтер подводил под него исключительно полёты «Аполлонов». А мне подумалось следующее, вот что. 20-й век был длинным и достаточно активным в расширении человеческих горизонтов. И первым действительно грандиозным «adventure» (не знаю как правильно перевести это слово на русский в данном контексте) — так вот, первым большим «adventure» было покорение Южного полюса в 1911/1912 экспедициями Амундсена и Скотта.
И после этого понеслось — на Земле не осталось практически ни одного местечка, куда не залез бы человек! Очередной очевидной «жертвой» экспансии человека должен был стать Северный полюс. До него пытались дотянуться и так, и сяк. Над ним летали то на самолётах, то на дирижаблях… пока в конце концов советская экспедиция не приземлилась там в 1948м. Потом Эверест (1953), Марианская впадина (1960), ну и прочего по мелочи, всего не упомнить. Но всё же среди всех этих побед первой и самой значительной мне видится покорение Южного полюса, как главного достижения среди всех прочих экспедиционных активностей.
Так же и с космосом. Первый полёт Гагарина, первый выход в открытый космос Леонова — это были очевидно необходимые проекты, но при этом с совершенно непредсказуемым результатом. Может ли человеческий организм перенести космический полёт и состояние длительной невесомости и целым вернуться на землю? Да кто же это знал тогда!? Можно ли в скафандре выйти за пределы космического корабля? Что случится при этом с космонавтом? Это постигается только экспериментами.
И (по моему мнению) это были самые великие «adventures» 20-го века: полёт Гагарина и выход в открытый космос Леонова.
Высадка человека на Луну и возвращение обратно — да, это была сложнейшая и крайне рискованная операция. Снимаю шляпу перед американскими героями! Но они шли по стопам советских космонавтов, которые открыли им сначала дверь в космос с Земли, а потом вторую дверь в открытый космос из космического аппарата. «Открыли дверь» — в смысле, что показали возможность полёта, выполнения задания и возвращения пилота обратно за Землю.
Посему — при всём уважении к успехам американской автронавтики, — мне подвиги Гагарина и Леонова кажутся более значимыми. Их «adventure» было круче. Именно они были по настоящему первыми в космосе. Американская программа Аполлон — повторюсь, — была крайне сложной и рисковой. Но тогда уже было примерно понятно, что технически слетать на Луну и вернуться — можно. А вот когда летел Гагарин, когда в шлюз выходил Леонов — это было неизвестно.
Следы «мунволкеров» до сих пор на Луне. А поскольку атмосферы на Луне нет, то эти следы теоретически могут остаться там по нашим меркам вечно — потихоньку покрываясь пылью после ударов метеоритов, которые случайно промазали по Земле и вместо этого бахнули по её спутнику. А если метеориты с астероидами и прочая космическая пыль не будут Луну беспокоить слишком активно, то следы американских космонавтов вмолне могут — вдруг? — оставаться там ещё чуть-чуть немного миллиардов лет и увидеть как Солнце становится красным гигантом… и будут расплавлены его излучением. Примерно через 6 миллиардов лет, про это было подробно рассказано британским учёным астрофизиком Martin Rees (Мартин Рис) на Стармузе-2016 (про это вот здесь было — искать в тексте по имени «Martin Rees»).
Но, к чёрту о бесконечно далёком будущем, здесь были вполне себе интересные рассказы о недавнем (50 лет) прошлом.
Чарльз Дьюк (Charles Duke) — миссия Аполлон-16, провёл на Луне 71 час.
Очень много разного рассказывал о подготовке, полёте, что и как там было. Шутил фразами типа «если бы я в детстве сказал: ‘мама, я буду гулять по Луне’ — то попал бы в психушку, где до сих пор бы и находился» (точную фразу по-английски не помню).
Особо говорил о бесконечных тренировках. Например, 3000 (три тысячи!) посадок на Луну на симуляторе (сколько раз при этом разбились — я не запомнил).
Рассказывал о каком-то бесконечном количестве проблем в полёте: со связью, с двигателем, с чем-то ещё, ещё и ещё (подробнее, наверное, надо в интернетах смотреть). Но в результате сели (тоже с проблемами), отработали и улетели обратно. «I was more excited to land the A-16 myself» — вот что-то такое он сказал про посадку на Луне.
Вроде бы (если мне не показалось… но вроде бы нет) — он рассказывал совершенно необычные вещи. Например, что после школы его не взяли в морскую авиацию по причине… астигматизма! О как! Но в традиционной военной авиации требования были мягче, туда его взяли, а оттуда уже и в космос. Кстати, интернеты это подтверждают.
А ещё он как-то умудрился заболеть ветрянкой(!) и перезаражал ей весь остальной экипаж :)
А вот ещё: во время полёта в наземный командный пункт пришёл его брат-близнец — и всех серьёзно напугал :) :)
Ой, такие рассказы, конечно, надо слушать вживую…
Дальше: Харрисон Шмитт (Harrison Schmitt) — миссия Алоллон-17. Геолог, единственный «аполлонец», который не лётчик по профессии. Кстати, все остальные «мунволкеры» вроде бы были военные лётчики. Так что, если мне склерозы не изменяют, то это был единственный гражданский на поверхности Луны.
Очень хороший докладчик. И рассказы весёлые. Как взлетали, как летели…
Куда жизнь-судьба-злодейка закинула…
Как потом на тачке гоняли,
как нашли странного цвета камни — вулканические! (об этом тоже было в прошлый раз со Стармуза-2017).
А вот и самая интересная история: они пробурили лунный грунт! И потом посмотрели на него внимательно…
…и обнаружилось, что грунт лунной поверхности, который формировался миллиарды лет за счёт космической пыли и ударов метеоритов, содержит интересные свидетельства. Что там точно уже не помню, что-то связанное с химическим соединением «оксид феррума», — но в результате исследований…
… выяснилось, что примерно 500 миллионов лет назад что-то произошло с солнечной активностью. Солнечный ветер начал дуть как-то иначе. Так вот, примерно ровно в то же время на Земле случился аномальный всплеск жизненной энергии. Живые существа, похоже, наконец-то услышали наказ сверху «плодитесь и размножайтесь» (с) — и ломанулись размножаться, плодиться, эволюционировать и диверсифицироваться со страшной силой. Этот период учёные называют «Кембрийский взрыв».
Цитирую википедию:
Важнейшим фактором кембрийского взрыва была так называемая скелетная революция — появление у организмов экзоскелета, что во многом связано с фиксацией нового типа отношений в природе: «хищник — жертва».
Вот, мальчики и девочки. Мы с вами обладаем скелетами, черепом, а многие и мозгами — исключительно благодаря этому явлению, и никак иначе. Причём этот Кембрийский взрыв произошёл одновременно (или практически одновременно) с изменением активности солнечного ветра! «Совпадение?»…
Что ещё интересного. Вот такая фотка: астронавт после трёх суток исследования грунта на Луне :)
Потом кто-то из зала спросил как пахнет лунный грунт. Ответ «никак». Пыль, всего-то пыль.
Фотки, конечно, — ах!
Кстати, кого-то из астронавтов спросили — какой самый лучший момент в полёте? Ответ: «Splash in the ocean!» :)
Вот такие истории. Кстати, Харрисон Шмитт единственный сказал, что во время его полёта не было ни одной технической проблемы.
Ал Уорден (Аполлон-15, управлял командным модулем, на Луну не высаживался) — вроде бы ничего интересного особо не рассказывал. Лишь цитировал свои стихи, которые он сочинял и на Земле, и в командном модуле, пока трое суток ждал «мунволкеров» на орбите Луны.
В завершение позвольте вот такое сравнение.
На стыке 15 и 16 столетий, Эпоха великих географических открытий — какие имена нам приходят на ум? Колумб, Магеллан… Колумб сплавал до Багамских и Карибских островов, на третий раз достиг континентальной Америки. Магеллан же совершил первое кругосветное путешествие, гораздо более сложное и длительное. Однако, для истории Колумб оказался более ценен. Он доказал, что можно сходить туда и обратно. Уйти в неизведанное, найти там что-то полезное и вернуться домой. Магеллан же по более сложному, но уже примерно понятному сценарию, совершил своё «adventure», которое было величайшем в своё время. Но «adventure» Колумба было круче.
Так же и Аполлон и Восток/Восход. Аполлон технически сложнее, задачи на порядок выше. Но Гагарин и Леонов всё равно круче.
Продолжение следует!