Кикладский сюрприз. Что лежит в ящике?

Великая и ужасная история средиземноморской цивилизации, погибшей и неизвестно куда исчезнувшей после катастрофического извержения вулкана, ныне известного как греческий Санторини. Рассказывал об этом уже несколько раз (вот недавновот пораньше). Древние легенды, удивительные археологические находки, невероятные гипотезы и предположения. Более 3.6 тыс.лет назад они жили в трёх- и более этажных домах, у них было водоснабжение, канализация, город. Кто они были, на каком языке говорили, как называли себя и свой остров, какой письменностью пользовались, куда сгинули — неизвестно. Остались только развалины древнего города, дома и улицы под толщей вулканического пепла.

Я считаю, что это более чем убедительная причина чтобы копать. И не только копать, но также восстанавливать и сохранять уже откопанное, о чём уже было рассказано по ссылкам выше. И почти полтора года раскопок (без учёта зимних перерывов) принесли кое-что интересное! А именно — глиняные ящики, в которых наверняка есть что-то интересное… Вот они ->

Ну, сгорая от любопытства — пора открывать и удивляться!

Так что же было найдено в древнем глиняном ящике? Такой вопрос я задал две недели назад. «Ничего!» — это самый очевидный и неправильный ответ. В древнем глиняном ящике был обнаружен… второй глиняный ящик! И раскопки продолжились дальше, но сначала…

Но сначала заверну немного в сторону.

Археологические раскопки — штука долгая, изнурительная, с непредсказуемым результатом. Раскопки в Акротири (именно так называется это место, если кто забыл или узнал впервые) ведутся с перерывами уже более 50 лет. За это время на значительном пространстве не было обнаружено практически никаких значительных артефактов, за исключением золотой статуэтки (хранится в местном музее), множества фресок, да прочего разного по мелочи. Город был эвакуирован, всё ценное было вывезено в неизвестном направлении. Остались только стены.

Фрески — это отдельная, обалденно интереснейшая тема, но эти истории можно покопать самостоятельно (кому интересно), или потыкать в мои рассказы вот здесь. Фрески иногда находят крупными частями, но чаще приходится собирать многометровые пазлы из мелких остатков, примерно вот таких:

Где сконцентрированы все фрески уже известно — в самых крупных и богатых зданиях. Где рыть и искать ещё? Вот здесь я снимаю шляпу перед опытом местных археологов, которые показали в самый угол всего пространства раскопок, сказали что-то вроде «наверное, там должен быть жертвенный дом» (святилище или какая-либо ещё религиозная постройка), начали копать — и нашли! Вдавленные в вулканический шлак и пепел глиняные кувшины и ящики. В кувшинах, скорее всего, было масло или что-то ещё органическое, что категорически превратилось в пыль за тысячи лет. А вот в ящичках может оказаться что-то любопытное…

Ну что — посмотрим?

Вот очередные два ящика. Пока ещё под крышкой, под которую никто не заглядывал уже много тысяч(!) лет. Время и вулканический грунт сдавили ящики сверху и по бокам, переломали их. Но вдруг внутри окажется что-то целое и нетронутое?

Само собой, работа ведётся очень аккуратно, специальными кисточками… или же обычными для рисования картин? Не знаю. Археологи есть? Подсказывайте! В самые важные моменты в дело идёт обычная клизма (или же что-то очень похожее), когда надо сдувать пыль особенно аккуратно…

Крышку ящика сняли кусочек за кусочком, они аккуратно уложены в специально подготовленный поддон. Потом в лаборатории их ещё раз осмотрят, проверят и потом уже решат что делать дальше — склеить «как было» или оставить «как есть». Археологи не спешат «ремонтировать» находки, многие предпочитают обходиться без реставрации.

Периодически или же когда находят что-то важное весь объект раскопок внимательно осматривается, фотографируется, куда-то что-то записывают.

Сняв крышку ящика, мы тут же сразу нашли… другой ящик! Да, вот так и было. Один в другом, как матрёшка. Зачем — нам неизвестно. Для надёжности, наверное. Копаем дальше и примерно через час раскопок «рабочее место» принимает вот такой вид. Спина, колени, ноги затекают до полного окоченения, а развернуться почти негде — ящики ведь в самом углу, вокруг каменные тысячелетние стены, которые как-то не очень ровно стоят с наклоном внутрь..

И вот так, миллиметр за миллиметром, мелкими кисточками, пересыпая выкопанный шлак в пластиковый стаканчик (иначе ничего не пролезает), высыпая его содержимое в специальную коробку (а вдруг что-то ценное случайно проскочит?) — час за часом, день за днём, месяц за месяцем, год за годом. Хорошо ещё здесь под крышей. А то чаще просто под небом и палящим солнцем — вот она, настоящая работа археолога, как я её понял и увидел.

Как вдруг…

Как вдруг после очередного движения кисточкой там в грунте появляются какие-то осмысленные изображения. Шарк-шарк-шарк шлак в стороны — ой, что это оттуда на нас смотрит?

Если приглядеться внимательнее…

— У нас две новости! — кричу я нашей «группе поддержки».
— Начинай с хорошей! — отвечают мне.
— Обе хорошие! Мы нашли голову вроде как каменной фигурки!
— А вторая новость?
— Лицо похоже на Путина…

Потом шутили — а если бы нашли просто смартфон?

Ну, да ладно с шутками. Это совершенно обалденное и незабываемое ощущение — когда вот так, здесь и тут из тысячелетнего тлена появляется что-то древнее, пока ещё не очень понятной конфигурации.

Понятно, что тут же обязательное фото. А также подбежали все кому дозволено заходить за границу раскопок. Естественно, тут не каждый месяц (или даже год) бывают такие события.

Вот он, момент археологической находки! У меня такое было в первый раз. Адреналин и восторг в зашкаливающих дозах — вот что это такое. Теперь я понимаю весь кайф работы археологом. Вот он:

И — откапывать дальше. Ведь рядом с головой могут оказаться другие интересные предметы. Опять миллиметр за миллиметром, но уже с удвоенной аккуратностью ->

После каждого слоя — осмотр и фотографирование. Смотрят все допущенные :)

И в результате почти трёх часов работы — вот она, находка!

Мраморная женская фигурка (богиня?), возраст которой оценивается в 4700-5000 лет (пять тысяч лет!!!) Она лежала в ящике, потом была засыпана извержением, она не видела солнечного света пять тысяч лет!!! Всё. Занавес, шок и полный обморок…

С тех пор прошло уже две недели, греческие археологи внимательно изучили найденную фигурку и сделали вот такое заключение:

Фигурки разных эпох:

Более ранняя находка (открыта год назад в похожем ящике):

Наша фигурка:

Текст заключения (оригинал) ->

(Преимущественно) женские статуэтки раннекикладского периода относятся к 3-4 столетиям третьего тысячелетия до н.э.

Первые антропоморфные мраморные фигурки – наиболее натуралистичные — относятся к раннекикладскому периоду I (EC I) (примерно 3000-2700 до н.э). Условное название фигурок- идолов этого периода – тип Пластирас, по названию раскопок на острове Парос, где они были впервые обнаружены. Руки скрещены на животе, пальцы рук соприкасаются. К этому типу относится и фигурка, обнаруженная во время раскопок «Дома со скамейками» в Акротири в прошлом году.

Разные варианты фигурок со скрещенными руками типичны для раннекикладского периода II (EC II) (примерно 2700-2500 до н.э.) и относятся к «каноническому» типу из-за своих характерных особенностей – голова овальной или треугольной формы запрокинута назад, руки согнуты в локтях и покоятся на животе, левая поверх правой, ноги не разделены, а обозначены глубокой бороздой и слегка согнуты в коленях, носки вытянуты.

Недавно обнаруженная фигурка, опять же, внутри ящика относится к гибридному (переходному) типу, сочетая в себе характеристики типа Платирас (физиогномические характеристики: глаза, рот, уши) и канонического типа, относящегося к EC II. Но надо отметить одну особенность — левая рука расположена под правой. Совокупность этих характеристик позволяет классифицировать находку как фигуру переходного периода. В научной литературе упоминается как пре-канонический тип.

Вот такая история одного небольшого, но для меня незабываемого археологического открытия. Обалденно. Хочу ещё.

Стоп. Но что же было найдено во втором ящике на следующий день?

Как здесь уже принято — ещё один глиняный ящик. Покопали ещё, потом ещё, ещё и ещё… как это обычно бывает у археологов — и в результате нашли следы от третьего ящика (снова матрёшка!). Он, видимо, был деревянный и от него за ~5тыс.лет просто вообще ничего не осталось. Только «тень»: снаружи вулканический шлак более плотный, а внутри — менее плотный, рыхлый. Плюс в рыхлом шлаке нашли небольшую косточку. Вот и всё. Что там было — неизвестно. Наверное, что-то органическое, поскольку никаких других следов там не нашлось. Возможно, какое-то кожаное изделие, наколотое на кость. А может быть, что-то ещё. Кто же это теперь узнает? Машину времени пока не изобрели.

Ну а «наша» статуэтка, наверное, в скором (надеюсь) времени будет окончательно изучена и отправится к своим «сёстрам» в местный доисторический музей. Мне так показалось, что на их фоне она будет смотреться более чем ярко.

Кстати, на Санторини побывать хотя бы раз в жизни — это просто обязательно. А уж там и в музей сходить категорически рекомендуется. Он небольшой, но очень достойный. Особенно фрески:

Золотой козерог — одна из первых находок после возобновления раскопок в Акротири:

Кому интересна история раскопок — можно начинать изучать отсюда:

А «наша» мраморная богиня, наверное, до сих пор в ящике. Археологи ещё не решили как правильно её оттуда доставать, да и надо ли это вообще делать. Это им решать, мы тут не при делах. Мы лучше всех по кибербезопасности.

Вокруг на улице — Санторини, море, прочая туристическая жизнь. Жизнь на вулкане, который породил и уничтожил некогда великую древнюю цивилизацию, остатки которой теперь кусочек за кусочком изучаются, чтобы хоть как-то понять кто они были и куда исчезли.

На этом про раскопки — всё.

Прочитать комментарии 0
Оставить заметку