Слово о джетлаге.

Небольшое эссе про джетлаг, поскольку часто любопытствуют, а у меня на эту тему богатый опыт.

Во-первых, я иногда на вопросы про джетлаги отвечаю, что я настолько быстро перемещаюсь по миру, что они меня просто не успевают догнать. Увы, это небольшая дружеская врака. Конечно же, меня (как и всех остальных) смена часовых поясов бахает по голове разной степенью тяжести. Но по моим наблюдениям, вроде бы я научился переносить эти джетлаги чуть легче остальных. Просто натренировался за 10 лет непрерывных беганий туда-сюда по этому земному шарику. Состояние джетлага уже немного привычно, заодно организм научился за день-два полностью перестраиваться на новый временной лад.

Во-вторых, самое тяжелое — это тот случай, когда джетлаг тебя действительно догнать не может. Это когда перемещение по миру настолько активно, что в каждой точке проводишь только два-три дня и твой любимый организм со своими биологическими часами никак не может догнать где же он находится. Например, что-нибудь типа Сидней-Кипр-Токио-Париж (реальный пример сегмента одной моей поездки). В результате таких издевательств над организмом он отказывается понимать где и когда он находится, состояние немного дурацкое — и сон неглубокий и прерывистый, и днём глаза моргают как-то не очень синхронно… Типа, ночью спишь на 70%, зато днём на те же 70% активничаешь. Плохо это, никому не рекомендую.

Ещё довольно тяжело переносятся перелёты на восток (по ссылке на Википедию это вроде научно-арифметически доказывается). Самое хреновое состояние — перелёт в плюс-девять часов. Примерно, Нью-Йорк — Москва или Москва — Камчатка. Или как только что у меня было: Будапешт — Мельбурн. В дороге ночью спишь вообще никак, прилетаешь в их утро, а по твоим внутренним часам где-то час-два глубокой ночи. Организм отказывается это воспринимать никак.

Но в этот раз перелёт был неожиданно «дневной» — вылетели примерно в час ночи из Дубаи (там пересадка была) и прилетели в Мельбурн в 10 вечера по местному, в воздухе 13 часов, из которых я честно продрых часов 6 или 7, что вполне достаточно. А в Мельбурне — опять спать! Да я с огромным удовольствием! Закинуться мелатонином (обязательное средство для часто летающих на дальние дистанции) и вырубиться к Морфею где-то в два ночи (4 вечера по биологическим часам, настроенным на Будапешт), а потом в 6 утра местного времени (10 вечера по внутреннему времени) глаза синхронно открываются и не желают закрываться уже никак и совсем.

Зато можно поглазеть на рассвет! А в Австралии рассветы и закаты особенно шикарны и всеобъёмлющи.

И всё — перестроился! То есть, делаю вывод, что спать надо больше. Это лучшее средство по борьбе с джетлагами. То есть, летайте днём, а в самолёте спите по максимуму.

Что ещё пропустил… Самые комфортные джетлаги — перелёт на запад. Те же самые девять часов, но в минусовую сторону (где текущее время минус девять по сравнению с точкой вылета) — шикарно и комфортно. Получается просто очень длинный день, в конце которого вырубает как мешком по голове, зато просыпаешься в 4-5 утра свежий и полностью выспавшийся. Это — прекрасно! Очень люблю кругосветные забеги в западном направлении — бывали такие.

И крайнее замечание.

2-3 часа разницы по Европам — и не подходите с этим. Такие временные расстояния вообще не принимаются и объяснительной причиной плохого самочуствия никак быть не могут. Тоже мне, проблема — встать/лечь на два-три часа раньше или позже, а они уже разваливаются. На Камчатку вас! В джунгли Амазонки! Чтобы джетлаг оказался самой мелкой отвлекающей причиной сонного состояния.

На этом вроде бы всё про джетлаги, присоединяйтесь! :)

Прочитать комментарии 0
Оставить заметку