3 июля, 2017
Железное большое в открытом море.
Русско- и англоязычные источники на вопрос «кто первым додумался бурить нефтяные скважины» отвечают альтернативным образом. Русская Википедия утверждает, что самую первую скважину пробурили в Российской Империи в посёлке Биби-Эйбат (ныне Азербайджан) аж в 1846м году. Англоязычные гуглы на тот же вопрос выкидывают на американский «Drake Well», который просверлили в 1859м. Хотя, если покопаться, оказывается, что и в США сверлили чуть раньше в 1857м, да в Польше сверлили в 1854м, а древние китайцы аж бамбуковые скважины копали. Однако, если говорить про современные промышленные методы добычи, вроде получается, что российские инженеры в те времена опередили всех остальных.
Вот она, эта самая буровая:
Не уверен, что она сохранилась в первозданно изначальном виде, поскольку и некоторые деревянные части как-то не тянут на 130-летний возраст (другие же — вполне древние), да и некоторые металлические запчасти помечены более свежими датами:
Но вот берестяной нефтепровод — наверняка с той поры остался.
Да, да! Братья Нобели, один из которых тот самый, чья та самая Премия.
Но вообще-то как-то совсем неожиданно увидеть до сих пор работающие буровые на городской окраине, в трёх километрах от старого города. Вот они на гуглоснимках здесь видны.
Кстати, примерно здесь же (в 40-50км от берега) стоит первая в мире морская нефтяная платформа, вернее — целый город на сваях, он же «Нефтяные камни». Увы, попасть туда в этот раз не получилось, зато удалось посмотреть как делают эти самые морские платформы на местном специальном заводе:
Начинается всё со склада листового железа и прочих плоских и иногда круглых железяк:
Всё это хозяйство по мере необходимости уезжает в первый по очереди цех, где плоское железо гнут в трубы:
Заготовки сваривают вместе, размеры укрупняются:
Специальные станки обрезают трубы изогнутым образом, чтобы потом варить трубу к трубе:
Всё это дело сваривается всё крупнее и крупнее —
И через 600 метров заготовка для платформы выглядит примерно вот так:
Размер цеха становится маловат, дальнейшие действия — под открытым небом. Покрашенная часть будет над водой, некрашеная (со специально придуманными антикоррозийными анодами) пойдёт под воду. Местные платформы втыкают на глубину до 200м.
Вот примерно так получают основание платформы, на которую потом навешивают всякие прочие полезные инструменты, потом дырявят подводный грунт и качают всем полезные нефтяные углеводороды. Но об этом в другой раз.
Кстати, эта конкретная платформа — разведочная, она мобильна и при умелой буксировке умеет плавать.
P.S. Да, совсем забыл сказать, что в зависимости от размеров изготовление каркаса платформы занимает от года до полутора лет. Сколько времени потом на неё монтируется необходимое бурильное оборудование, как долго её подключают к подводному нефтепроводу — мне пока неизвестно.