5 ноября, 2016
Красный как сляб.
Продолжаю сталелитейно-черметовские рассказы с Новолипецкого металлургического комбината.
Итак, 15 миллионов тонн стали — это сколько? Как это объяснить, чтобы любой гуманитарий понял? Сейчас попробую. Вот эта штука на фотке ниже называется сляб, весит она 25-35 тонн. Т.е. в таких слябах 15млн.тонн будет…
…~500 тысяч штук. Полмиллиона. Всё равно непонятно? Так, попробую по-другому:
Куб железа весит 7,87 тонн (стали — 7,85, т.е. примерно тоже самое — для наших вычислений погрешность приемлемая). Т.е. 15млн.тонн это будет… ~1,9 млн.куб.метров. А это будет огромный кусок стали 100×100 метров в основании и высотой почти 200 метров. Этакий домина в 50 этажей одним куском стали. Или просто куб стали размером 125x125x125 метров. Представили?
Давайте иначе.
1,9 млн.кубов это будет огромной длины стальной прут диаметром метр-на-метр, а именно 1900 километров стального метрового прута за год. Т.е. этот прут «выезжает» из Новолипецкого комбината со скоростью… где мой калькулятор?… со скоростью 216 метров в час.
Можно ещё в железнодорожных составах попробовать. Пусть грузоподъёмность среднестатистического вагона (я так волюнтаристски принимаю) будет 70 тонн, а длина его 15 метров. Итого, годовая выработка комбината будет равна… 214тыс.вагонов или состав длиной 3200 километров. Вот такая математика. Вроде бы нигде не ошибся.
// немного лирического отступления: просто подумалось — а какой самый тяжелый известный науке металл? Ага, интернеты подсказывают что это осмий и иридий:
— их кубометр будет весить в 3 раза тяжелее стали, а именно 22,6 тонны(!) Ну, ладно, осмий и иридий — это диковинка. А вот на третьем месте по весу стоит всем хорошо известная обычная платина. Её куб весит 21,45 тонны. Тоже нелёгкая штучка.
Ага, а самые лёгкие металлы?
Литий — он в два раза легче воды. Да! Он плавает в воде! Наверное, именно из него делают корабли :). Самый дорогой металл — калифорний. Но он искусственного производства. Самый дорогой естественно встречающийся в природе металл — родий.
Всё! Лирическое отступление закончилось, любопытство удовлетворено. Возвращаемся на комбинат.
Как я уже говорил — комбинат огромен. Особенно хорошо это понимаешь внутри. Это целый микрорайон со своей транспортной системой, инфраструктурой и бесконечным переплетением труб, по которым разные разности курсируют из цеха в цех. На мой очевидный вопрос «а есть ли кто-то, кто знает и понимает всю эту топологию комбината?» я получил также очевидный ответ «конечно же нет». Разные производства связаны вместе, каждую цепочку кто-то знает, за ней следит и управляет. Весь клубок целиком не знает никто. А может быть это профессиональные шутки суровых липецких металлургов? :)
Рейсовый автобус. А как иначе передвигаться по такой территории? От проходной комбината до цеха может несколько километров оказаться. Есть автобусы, остановки и расписание движения.
Первая часть экскурсии — доменная печь «Россиянка». Ей здесь очень гордятся.
Во-первых, она какая-то очень современная (я не спец во доменных штучках — поверил на слово). А во-вторых, это единственная в России доменная печь, построенная в постсоветское время — пуск печи состоялся в 2011-м. Кстати, за последние 25 лет это, вроде бы, единственная в Европе новая домна такого размера.
Ну, что сказать… Огромное сооружение. Высота от фундамента до «шпиля» (не знаю как он правильно называется) — 108 метров. Работает круглосуточно, «кушает» немерено, чугун отливает практически непрерывно.
Снаружи вполне нормальный воздух, с экологией здесь очень стараются (об этом позже), а внутри цеха около домны — да, чувствуется, что это не просто так что-то там горит и летят красные брызги. Здесь чёрная металлургия вполне однозначно обоняется и даже похрустывает на зубах.
«Россиянка» вполне современная печка, посему потыкать кочергой в чугун не получится никак. Всё опасное производство закрыто толстыми безопасными кожухами, персонал управляет процессом вдалеке от жидкого металла. Единственно, что можно увидеть (да и то издали) — как чугун разливают в огромные ковши на железнодорожных платформах. Потом этот чугун в ковшах перевозят в другие цеха, где из него уже варят сталь.
Ну, очевидно, всё под контролем АСУ ТП.
Та самая Большая Красная Кнопка, на которую КАТЕГОРИЧЕСКИ!! запрещено нажимать. На что нам особо указали во время инструктажа по технике безопасности. Мы и не нажимали! И желания даже такого не было.
А рядом дымит «доменная печь №6» — предыдущая перед Россиякой (которая №7). Эту печку построили в 1978-м.
Самая потрясающая часть экскурсии — цех горячего проката. Здесь от постоянно выползающей ленты остывающей стали отрезают вот такие «бруски» (они же «слябы») и затем прокатывают их до состояния стального рулона — об этом всём будет рассказ и показ фоток. Много фоток.
Температура слябов около 1000°С — они аж светятся и жар от них идёт вполне конкретный. «Красный как сляб» (с) я :)
Горячий сляб отправляется в путешествие по цеху из одного конца в другой, по дороге попадая под разные прессы, остывая и становясь всё тоньше и тоньше — его прокатывают и сдавливают как… как тесто скалкой :) Вот эти прессы:
Вот такие «скалки», или как их правильно называют? Валики? Хорошие такие «валики», да. Уверенные.
Лист металла становится всё тоньше и тоньше, двигается здесь он уже гораздо быстрее и летит к очередным прессам.
Понятно почему он движется по прокатному стану быстрее и быстрее?
Поскольку за ним в очереди едут очередные слябы, то движение по стану должно быть постоянным в «тонно-метрах». Посему если лист металла утончается в два раза, то двигаться он должен в два раза быстрее. В самом начале сляб едет неспешно, уверенно в себе. А в конце полоса металла летит со скоростью 15 метров в секунду (как мне запомнилось из рассказов наших экскурсоводов).
Вот так выглядит эта полоса вблизи, пролетая от пресса к прессу. Помните какой толщины был сляб в самом начале? Теперь он вот такой:
И снова под прессы, а затем под воду остывать.
Цех — гигантский. Длина его — 1200м от стены до стены, длина прокатного стана — 800м.
Это расстояние сляб проезжает за 3 минуты 50 секунд — от печки до готового рулона.
А мы идём экскурсией неспеша, внимательно вникая в рассказы, пытаясь запомнить цифры и непрерывно (как литьё и прокат металла) щёлкая всё вокруг на наши камеры и телефоны.
Конец прокатного стана.
Здесь уже совсем тонкий лист стали скручивают в рулоны — вот такие:
Вес готового рулона 25-36 тонн (как мне подсказывают из комбината), в зависимости от требуемого проката. Длина листа в рулоне до 1880м… ну, пусть будет примерно два километра — так проще запомнить. Вот рулон наматывают и обтягивают:
Рулоны ещё весьма горячие, ещё красные:
Смотанное снимается с прокатного стана и отгружается куда-то дальше — либо в другие цеха на холодный прокат и обработку, либо отправляется куда-то ещё на продажу. Сообщили, что цена каждого рулона 1 миллион рублей. Приезжайте, платите, забирайте.
Весь процесс автоматизирован, людей около прокатного стана замечено не было. Похоже, здесь только туристы шляются вдоль отмеченных полосами зон прохода.
Вот такой замечательный цех горячего проката. Интереснейшее зрелище, весьма познавательная экскурсия. Теперь мои неглубокие теоретические знания о прокате стали наполнились практическим содержанием. Чего и всем остальным настоятельно рекомендую!
А дальше будет… не поверите!
«Лебединое озеро». Ну, попробуйте угадать — о чём это я? В интернеты не подглядывать!