21 октября, 2016
Оптическое, стекольно-практическое.
На всякий случай повторим правила безопасности на производстве и вперёд в стеклолитейный цех!
Сначала поход в старые масштабы, как они там говорят: «традиционное производство». Печи формата прошлого века, блочно-монолитно-сурьёзное-что-то вокруг печи, яркий огонь оттуда, жар не даёт подходить и трогать…
…и — удивление! Никакой особой вони, ничего гремуче-ядовитого, требующего сохранять обоняние от эфирных агрессий. Нет такого! А дальше, дальше что?
А вот зажимы, которые будут вытаскивать свежее, оптическое (исключительно), ахового качества стекло из тех самых печек:
Эта фигня называется… угадайте:
Это «горшок». Именно так — Горшок!
Помните мультик из детства про горшочек, который варил?
// хотел ссылку на ютюб воткнуть, но там по этой теме внезапно совсем не детское вылезает.
Песок, кварцы, другие неизвестные мне компонетны смешали вместе, расплавили, перемешали, что-то там технологическое с ними сотворили в диапазоне тысяч градусов не то по Цельсию, не то по Фаренгейту, а может быть даже по Кельвину (впрочем, какая разница?). Вся эта субстанция плавилась, плавилась, плавилась, потом перемешивалась какими-то научно-технологическими способами, потом к ней что-то досыпалось, что-то… нет, оттуда уже ничего достать было нельзя. Оно просто варилось и перемешивалось в адских температурах. И это не «лава по Толбачику течёт» — здесь в несколько раз горячее получается! Что по Цельсию, что по Кельвину-с-Фаренгейтом :)
Вот такая длинная история приводит расплавленное стекло к неизбежному финалу. Его сейчас будут изготавливать. Вот именно здесь:
Команда приёмки готова, а кран на рельсах с зажимами уже тащит горшок с самым высококачественным оптическим стеклом (а не какой-то оконной хренью, именно — чистейше обработанное, без каких-либо примесей, прозрачнейшее стекло!). Вот так:
С «горшочка» сначала снимают «пенку»:
А вы что удивились? Когда суп (и остальные варианты) варят — тоже пенку снимают? Или вы не снимаете?
Стекловарение тоже подразумевает «пенку», которая образуется наверху «горшочка». Эту штуку тоже снимают, складывают сбоку и очень осторожно с ней обходятся — это же 1000-градусная хрень, остывающая в очень жёстко острые субстанции. Лучше не трогать!
Ну, вот, пенку с горшка сняли, затем залив в форму:
Реально так и есть! Вы думаете что высокие технологии отличаются от кулинарии? Да, отличаются…
Нет, не отличаются! Смыслом процесса «сварить и по куличикам» — не отличаются. Те же «горшочки» и «формочки». Двор, песочница, формочки — вот откуда выходят и кулинары и литейщики! Дети «варят» песок в песочнице, папы и мамы «варят» песок в… ну, иначе, но тоже здорово :) А вот будущие программисты, математики и физики изучают окружающее песочницу пространство. Но я отвлекся.
Так вот, после залива стекла в форму необходимо проверить его качество. Это делает мастер. Вот она — мастер в «нашей» смене.
Сегодня именно она дала «добро» на качество изготовленного материала.
«Ага!», скажете хором, «а как же…» — отвечаю. Именно тот же самый вопрос я задал директору всего этого предприятия. На что он ответил, что автоматизация внедряется повсеместно, но об этом я расскажу чуть позже.
А пока главный стекловар на смене дала команду на… не знаю что, но они почему-то порезали жидкое стекло, а потом отнесли его куда-то в сторону остывать.
А вот так выглядит «пенка» стекла. Это «верхний слой» из «горшка». Вы когда кашу-суп варите, там же тоже пенка бывает? Здесь варят стекло и тоже есть пенка. Вот такая:
Рабочие, но сейчас незагруженные печи. Горшки со стеклом уже вытащили, проводят техническое обслуживание, просто какого-то песка огнеупорного подкидывают. Но там температуры такие, что даже сильно огнеупорный песок тоже плавится и его тоже нужно отбивать от конструкций и периодически менять… как и всё остальное прочее окружающее оборудование. Ну невозможно же без замены жить в температурах под несколько тысяч неизвестных градусов!
Так бы и хотелось внедрить сюда современное-компьютерное, но нам рассказали, что есть места, где компьютерный глаз ещё не в состоянии оценить качество текучести оранжевости цвета выпукляющих нитяных поверхностей мягко стекающей по кривой кочерге массы продукции (т.е. очень чистого стекла). Т.е. в принчипе автоматизация-роботизация производства на стекольно-оптических предприятиях бывает, но здесь делают уникальные вещи, которые (i) невозможно роботизировать, (ii) это не массовое производство, это «астро-микро-бутик». Так что «ну никак».
Хорошо, теперь давайте обратно по цеху пройдёмся, тем паче картинки красивые получаются:
Склад готовой продукции. На самом деле это просто «полуфабрикат». Глыбы, фрагменты, куски стекла разной прозрачности, разного применения, разного всего — здесь уникальный «бутик-стекло», который делает всё самое технологичное. Отливает в формы и торгует материалом. Вот он, этот склад:
Или обтачивает, собирает, делает готовые изделия. Не подумайте что они только «в печках» живут. Здесь и вполне нормальные исследования особенностей стекла, здесь и научные программы, исследования, сотрудничество с разными институтами-университетами, в том числе с МГТУ. Короче, по технике, физике, производству — очень круто!
Старые, до сих пор работающие печи, ещё много поколений отработают — они стардартны для стеклолитейных производств в разных туда-сюда этого мира. Но иногда у общего прогресса человеческой цивилизации нет-нет, да и востребуется желание испечь какое-то особое мастерство выпуклого (или впуклого :), или странно изогнутого), но всё равно… стекла!
Кто сможет это сделать? В этом мире, да на такие задачи немного компаний. Японцы, французы, немцы, американцы… Оппа! Лучше всех это делают лыткаринцы :) И льют и полируют.
Под эти рассказы мы вошли в особый цех, где происходит какое-то особое ценное литьё-волшебство. Тут даже горшки (где стекло варится) и мешалки-черпалки (чтобы варить) сделаны из… платины! Для чтобы не вступать в химические реакции. Ну да, такие технологии. А вы когда-нибудь варили себе супчик в платиновой посудине, да платиновыми причиндалами? Если нет, то вам в Лыткарино. Здесь так живут, да.
Увы, здесь ничего особо туристическо-впечатляющего нет. Ни тебе печей под потолок, ни стекольных отработанных волокон, ни мусора технического и прочих незабываемых впечатлений. Тут всё просто. Чистый цех (очень чистый), что-то бесшумно происходит где-то там в чанах диаметра метр-полтора. Рядом стоят шкафы откровенно АСУТП-шного вида с кнопками и лампочками, компы тоже стоят (Интернета нет :) ). Ничто не воняет, не пыхает жаром, вообще просто чисто и никого! Появился один сотрудник в халате (чистом), просто чтобы нас принять.
Вот такое автоматически автоматизированное производство оптического супер-стекла. Никакой романтики — на выходе процесса получается просто кусок готовой продукции. Красивый, уверенный такой кусок стекла — супер-прозрачного, без примесей, всяко-абсолютного стекла, мало кто такое умеет делать! Здесь — делают. Здесь, в Лыткарино.
Дальше — в цех обработки стекла.
Здесь тоже полная фантастика, большей частью построенная ещё в 60-70-е годы прошлого века! Большой поклон и респект предыдущему поколению. Вот, например, на «техобслуживании» лежит 6-метровое целиковое зеркало с Большого Телескопа Азимутального (так и называется), что в горах Карачаево-Черкесии.
Это зеркало было самым большим в мире почти 20 лет — с 1975го по 1993й. Отливали и обрабатывали это 40-тонное зеркальце здесь, на Лыткаринском заводе. Для этого пришлось построить новый цех и смонтировать специальное оборудование.
Толщина зеркала — смотрите сами на фотках. Чтобы при отливке и остывании оно не треснуло и не деформировалось охлаждать зеркало необходимо очень медленно и осторожно. Это зеркало остужали два (два!!) года! Со скоростью менее одного градуса в день! (подглядел в Википедии). Потом полтора года его обрабатывали, полировали и что там ещё с ним необходимо было проделать. Вот на таком специально построенном станке:
Космическо-астрономические масштабы… Да и зеркальце тоже астрономическое. Но есть здесь работы и поменьшего калибра. Вот, например, тоже зеркальце шлифуется специальным роботом, за которым присматривают:
А вот это уже супер-новомодная полировка стекла пучком ионов (ионная пушка). Как это работает — мне неизвестно, если есть специалисты — поделитесь тайнами процесса, буду весьма благодарен!
И на закуску — угадайте что это такое.
Это —
— башня контроля качества готовой продукции! 72-метровая титановая башня, куда кладут очередное мегаровное зеркало, потом из башни откачивают воздух и также неведомой мне магией проверяют ровность и правильность поверхности зеркала. Вот как!
С ума сойти можно от всех местных наворотов и хитростей. Очень достойное производство, выходили оттуда со слегка повёрнутыми от впечатлений мозгами. Лыткаринский завод оптического стекла — это нереально круто. Если вдруг будет возможность посмотреть это всё своими глазами — ни в коем случае не отказывайтесь. А если будете проезжать по Новорязанскому шоссе мимо указателя «Лыткарино» — знайте, это там.
P.S. Заодно (помимо экскурсии по цехам) у нас там был семинар для сотрудников служб информационной безопасности и АСУ ТП предприятий корпорации Ростехнологии, за что мы все здесь и я лично весьма благодарны нашему партнёру РТ-Информ (это «дочка» Ростехнологий, которая отвечает за IT на предприятиях корпорации).
Кстати, для справки: всего в Ростехнологии входит почти 700 предприятий оборонно-промышленного, автомобилестроительного и высокотехнологического производства. Надо бы нарисовать план семинаров по кибербезопасности на каждом из них :)