10 июня, 2016
Читайте Стругацких.
Не так давно я купил полное собрание сочинений братьев Стругацких (которое 1993-го года издания) и прочитал всё. Вернее, перечитал, многое по третьему-четвёртому разу. Практически всё (кроме «Багровых туч» и «Сказки о тройке», которые я не очень).
Начал с моей любимой трилогии («Обитаемый остров», «Жук в муравейнике», «Волны гасят ветер»), а потом пошел чесать всё подряд с самого начала, с первого тома до последнего в хронологическом порядке. Закончил на «Град обречённый» и «Хромая судьба». Некоторое время был в оглушённом состоянии, но «поправился» двумя завершающими томами, где рассказы и киносценарии. Помогло, но состояние всё равно какое-то ошарашенное.
Стругацкие — великие мастера фантастики. Они начали в 1950-е годы ранними ура-коммунистическими текстами, а потом просто видно как менялось их мнение о героях и проблемах, с которыми эти герои сталкиваются.
Да, есть, конечно же, Азимов, Кларк, Брэдбери, Урсула Ле Гуин, но Стругацкие круче. Глубже, ярче, объёмнее. Стругацкие — именно такая фантастика, которая не совсем даже фантастика. Поздние Стругацкие — это философские вопросы и литературные эксперименты над личностью и социумом. В фантастическом окружении.
Нет, стоп. Не буду повторяться за многочисленными критиками и литературоведами. Стругацкие — фундамент.
Я даже помню самое первое мною прочитанное — это был «Жук в муравейнике» в журнале «Знание-Сила» где-то в конце 1970-х годов, если склероз мне не изменяет. Помню как ещё детёнышем ждал очередного журнала, где должна быть напечатана следующая часть, и большое разочарование, когда один из номеров вышел без новой главы.
Стругацкие — это очень мощно. Если кто по какой-то ужасной случайной нелепости ещё не открывал их книг — это категорически надо исправлять. А ещё я завидую этим людям. Им же только предстоит ошеломление великолепной, первосортной, современной(!) литературой. Я уверяю, вам понравится.
Но не надо смотреть фильмы до книг! А фильмов по Стругацким было снято немало. «Сталкер» (Тарковский) — этот фильм всегда со мной, на всякий случай. «Трудно быть богом» аж два раза снимали. А ещё были эстонский «Отель у погибшего альпиниста», «Искушение Б.» — когда их снимали смотрите в Википедии. А вот «Чародеев» и «Обитаемый остров» я бы смотреть не стал.
А «Пикник на обочине» — вообще уникальная история. Сначала книга, потом сценарий к фильму («Сталкер»), потом по мотивам фильма знаменитая компьютерная игра, которую уже печатают книжными сериалами. Вот такой литературно-кино-компьютерный круг.
Короче, читайте Стругацких. Доставьте себе удовольствие. Если вам за 30 — можно начинать с «Град обречённый», вставляет. Если меньше 20, то, наверное, я бы порекомендовал «Жука в муравейнике». Если 20-30 — «Отягощённые злом». А такие вещи как «Хищные вещи века», «Понедельник начинается в субботу», «Пикник на обочине» — их можно начинать читать в любом возрасте.
P.S. Кстати, читайте предисловия тоже. Очень интересно. Например, я не знал, что в «Трудно быть богом» Дон Рэба изначально именовался «Дон Рэбия», но советская цензура не пропустила — слишком «толсто».
P.P.S. Вот тут А.Б. подсказывает любопытный факт. «В романе «Полдень, XXII век» (1962) упоминается «метод Каспаро-Карпова» — система жёсткого кодирования на кристаллическую квазибиомассу биологического кода (фактически — технология переноса личности на иной носитель). До начала знаменитого шахматного матча за звание чемпиона мира между Анатолием Карповым и Гарри Каспаровым оставалось ещё 22 года. Анатолию Карпову в то время шёл одиннадцатый год, а Гарри Каспаров родился год спустя после выхода романа».