28 мая, 2015
Венецианские поглядушки.
Мы ехали, ехали и, наконец, приехали. В Венецию. Здесь, как обычно, дела, совмещённые с осмотром достопримечательностей. И, как обычно, скучный рассказ о полезных делах надо пропустить – и сразу перейти к туристической части. В этот раз Венеция принесла одну очень длинную историю, эстетическую. Начну издалека.
Современное искусство — тема разнообразная. С одной стороны (со стороны зрителя), можно восторгаться, критиковать, негодовать, просто игнорировать, или что ещё изобрести. С другой стороны (автора, т.е. современного художника), можно соорудить или накалякать всё что угодно, устроить любой произвольный рандомный треш в абстрактном формате. И вот уже приходится на не-экспонаты вешать таблички типа «это электророзетка в стене, просто розетка, она является произведением искусства нашего электрика», чтобы знатоки современного искусства не путали музейный инвентарь с мировыми шедеврами. Ну, да. А что? Квадрат Малевича — это демонстративная «розетка в стене», а все в неё смотрят и восторгаются уже сколько десятилетий?
Короче, любой из нас может быть как знатоком, так и критиком современных инсталляций и мазулек на полотнах. А если не лениво, то и автором. Что лучше/хуже — каждый выбирает сам. Вот, например, стародавний лидер СССР Никита Хрущев, очевидно, был ярым критиком и непонимальщиком. В наши либеральные времена отвергать даже самые отъявленные тошнотно-дегенеративные темы немодно. Как говорит «старик Веллер»: «маятник развития социума качнулся в ту сторону» (за дословность цитаты не ручаюсь).
Ещё короче.
Был в Венеции, умудрился вырваться с партнёрской конференции и пару часов побродить по Венецианской биеннале, вкусить предлагаемого современного искусства.
Ну, забавно. Идешь, смотришь, удивляешься… Что они курили?? Или: почему их выпустили из психушки?? А потом, вдруг… опппа… И мозг с глазами зависает над очередной инсталляцией, уходить не хочется — смотреть, смотреть, смотреть, ещё и ещё. Некоторые штучки как-то входят в резонанс с твоим миросозерцанием, обвораживают его, гипнотизируют и всё, ты попал…
Например, синяя … ткань. Похоже на тюль. Развешена на четырёх растяжках, а снизу вентилятор, который крутится в стороны, поднимая лёгкую материю силой воздушной струи. «Дёшево и сердито» (с). Просто и гениально. Обалденно. Гипноз.
А вот ещё.
Неизвестная науке конструкция, которая по кругу мотает кино. Старая киноплёнка… Если кто не знает — раньше кино смотрели не с экрана компьютера, а в кинотеатрах, где изображение проецировалось на экран со специальной ленты с кадрами (24 кадра в секунду).
Так вот, этот загадочный агрегат показывает тут какое-то кино. Невнимательные туристы смотрят именно кино на стене — а вот правильные внимательные туристы смотрят на агрегат. Там, в этом агрегате, просто какая-то адовая чертовщина. Киноплёнка крутится по циклу (это круговая плёнка, конец склеен с началом). Но чтобы начало дошло до конца — эту плёнку прогоняют через какие-то безумные барабаны, сворачивают в круглую бобину, вытягивают оттуда, производят с ней разные прочие технические шаманские колдовства. И так далее по циклу. Непрерывно. Мне, как техническому человеку, было ай как мозговтыкательно.
А в павильоне Японии (кажется) мне тоже бахнуло по мозгу головной части моего тела.
В чём там дело?
Там стоит просто лодка. Рыбацкая такая лодка. Но над ней развешена многотысячная трёхмерная сетка из красных верёвок, на которой болтаются ключи в не менее многотысячном количестве. Просто ключи для открывания дверей (или чего похожего). Ну и чего такого?… А вот мне эта конструкция вынесла мозг капитально.
Ну и прочее.
Например, павильон Скандинавии (тут у нескольких стран/регионов есть отдельные павильоны — национальное/региональное современное искусство). Так вот, у Скандинавов было всё просто. Приехали и выбили все стёкла в окнах. Прикольно, но я не понял в чём прикол.
Павильоны Бельгии, Испании, Дании, и так далее тоже круто замутили, но это не моё совершенно. Павильон России — какой-то дремучий негатив. «Бессмысленный и беспощадный» (с) (ведь так легко быть критиком современного искусства, ага!).
Зато Великобритания порадовала! Откровенное и честное современное «великобританское» искусство. Интересно, а Her Majesty Королева ЭТО видела?
А вот очень прикольная дыра в Бразильском павильоне:
И прочая Венеееееецияяяяяя!!!
На этом не всё, у нас есть ещё разные продолжения!