Большая изнанка.

Хочу напомнить, что летом этого года в рамках Питерского форума (ПМЭФ-2023) мы подписали партнёрское соглашение с Большим театром о сотрудничестве в области кибербезопасности (подробности здесь). И тогда же договорились о приватной экскурсии по изнанке зданию театра. Ура! Это произошло на прошлых выходных, но рассказ выходит только сейчас, поскольку многие интерьерные фотографии получились просто шикарными и потребовали особой обработки, дабы стать настоящими шедеврами.

Итак, встретились — идём! По служебной лестнице поднимаемся в Белое фойе:

И тут же нам предлагают посмотреть финальные сцены «Лебединого озера», которое как раз было в дневной воскресной программе. Ну кто же от такого откажется!

Причём смотрели аж из Центральной ложи! Ооооо…

Финал, занавес, примы раскланиваются с публикой. А кто с ними выходит на сцену — главный хореограф?

История Большого театра весьма интересна, но пересказывать её я не собираюсь — для этого есть официальные источники или же, например, краткая история в Википедии. Скажу только, что годом основания театра считается 1776 год — то есть ему скоро исполнится 250 лет! Что однозначно будет грандиозно отмечено. Так вот, театр было решено строить как замену недавно сгоревшему Оперному дому. Своё название он получил по улице Петровке — «Петровский театр». Далее история была бурная, и театр горел ещё три раза: в 1805, в 1812 (само собой — «Москва, спалённая пожаром…» (с)) и в 1853. А совсем современный вид театр приобрёл после тотальной реконструкции 2005-2011 годов.

Торопиться нам особо некуда, впереди двухчасовая прогулка, посему для начала — вид на пустой зрительный зал из Центральной (Царской) ложи ->

Забегаю вперёд: вот так выглядит зрительный зал глазами выступающих, то есть со сцены:

И с самого верхнего (4-го) яруса:

Люстра отсюда кажется не слишком большой, хотя весит она более двух тонн!

Возвращаемся в Белое фойе и здесь наше внимание обратили на исторические люстры:

Они здесь висят ещё с доэлектрической эпохи, когда на них были газовые светильники, от которых остались газовые рожки с выключателями:

Вероятно, самые первые варианты освещения были свечные. В версии 1856г. главная люстра была на масляных горелках. Перед спектаклем люстру поднимали наверх, заправляли масло, зажигали и опускали вниз. Иногда на зрителей центральных мест партера капало масло… Надеюсь, что за время падения оно успевало остыть.

Дальше: Императорское фойе. Грандиозно, нет слов.

Об этих и других помещениях Большого театра можно, конечно, узнать подробней на официальном сайте. От меня же будут фотографии и скромные комментарии.

Круглый зал с ротондой наверху — акустика просто сногсшибательная! Представляю, как бы здесь звучала оперная прима…

Восстановленная при реставрации императорская символика — вензель Николая II ->

Под поверхностью земли, в подвале — ещё один зал, Бетховенский.

Подвалы театра уходят на 20 метров под землю! Увы, погулять по этим «катакомбам» не получилось по причине ограниченного времени.

Правая боковая ложа, которая всегда зарезервирована для «тренеров команды» :) — для хормейстеров, балетмейстеров, преподавателей и уже не помню, как эти профессии правильно называются. Вид оттуда на сцену вот такой:

Ну, само собой, оттуда должно быть видно всё!

Но вот зрители их отвлекать не должны, посему зрительный зал виден, только если высунуться из ложи :)

Оркестровая яма — как на ладони:

Очень хорошие места :)

А дальше нас ведут через неприметную дверцу с надписью «Служебный вход» ->

А там… Вход на сцену!

«С той стороны» она выглядит совершенно иначе! Киберпанк какой-то…

Ну, само собой, всё на месте. Я даже подумал про «АСУ ТП»…

Я и представить не мог, насколько огромна эта сцена!

И вид со сцены на зрительный зал:

Дальше нас подняли на верхние этажи правой стороны, где дамские гримёрки. Антураж «Лебединого озера», цветовая сегрегация штанов пачек, однако…

А это — сексизм, однако! Запрет распространяется только на мужчин! Что характерно, в женских гримёрках. То есть, если актёр в наряде случайно (или целенаправленно) попадает в эти пространства во время спектакля, то выйти он отсюда может только голым? Или как? Я так и не понял…

Ещё чуть выше — и мы на технических площадках непосредственно над сценой! Где-то там, далеко внизу, рабочие разбирают декорации «Озера» и готовят сцену к следующему спектаклю.

А здесь, наверху — звонница! Удивительно…

Около 40 колоколов собраны в единую конструкцию. Самый большой — более 6 тонн! Управляется этот музыкальный инструмент вот отсюда:

Насколько я понял, эта конструкция уникальна. Придумана и собрана одним человеком. Более подробная история здесь. Увы, там было достаточно темно, посему «паутина» верёвок к колокольным языкам получилась не очень чётко:

Многие колокола собирали (забирали) из церквей, некоторые же отливали непосредственно под задачи театра. Если есть «кольцевые полосы» и надписи — значит, у колокола есть церковная история. Если нет — то он сугубо театральный. У этого колокола, очевидно, православное прошлое:

А внизу — огромные пространства над главной сценой:

Дальше — ещё один танцевальный зал, где разучивают разные балетные фокусы. Я никогда не замечал и не знал, что сцена театра немного под наклоном к зрителям. Само собой разумеется, что тренируются тоже на наклонном полу!

А вот и обитатели этого зала:

Балетмейстер Александр Могилёв, который, кстати, однажды тренировал и руководил нашей музыкально-танцевальной самодеятельностью в какой-то из Дней-Рождения-компании.

— и —

Премьер Игорь Цвирко.

Игорь только что отыграл Злого гения в «Лебедином озере», финал которого нам повезло посмотреть. Но сразу после спектакля не поехал в какую-нибудь чайхону :), а продолжает оттачивать свои скилзы навыки. Круто! Большой респект и уважуха.

Там же, на той же высоте Большого театра — верхний (4й) ярус (он же 6 или 7й этаж). Вид сверху — ой…

Вероятно, с этих мест за люстрой ничего вообще не должно быть видно!

Вот так получше будет. Кстати, обратите внимание, что правая часть оркестровой ямы приподнялась и уже на уровне сцены.

Да, самый настоящий Большой театр во всех смыслах слова.

А ещё здесь на верхних уровнях есть Верхняя сцена. Пройти туда можно только уже совсем близко к крыше и разным техническим конструкциям:

Там находится уменьшенная копия главной сцены для репетиций, чтобы не мешать этой самой главной сцене (и чтобы они репетициям не мешали тоже). Ряды стульев — не для зрителей, а для участников и наставников молодых талантов.

Оркестровая яма — вроде бы копия той, которая внизу, в главном зале.

Вот так, не спеша, протикали почти 2.5 часа путешествия по Большому театру. Голова уже гудит от эмоций и информации, но неугомонные сотрудники театра ведут нас дальше и дальше, в переход в другое здание. А из этого перехода открываются виды. Мы впервые увидели окно!

Вечерняя Москва.

И антуражи других помещений театра, на которых у меня случилось переполнение буфера про которые я уже совершенно ничего не запомнил :)

Репетиция молодых дарований. Ну, как же отказаться? Невозможно! Попросились зайти, получили добро, зашли, расселись, приготовились…

И эта молодая будущая оперная прима как даванула нам по ушным барабанным перепонкам! Так, что аж животное нутро задрожало. Голос, который без микрофона будет потом звучать в огромном зале Большого театра — этот голос в сравнительно небольшом помещении рвёт ваше мироощущение просто «как тузик грелку» (с)! Ой, просто нет слов от эмоций!

Дети устали, мы тоже уже на последнем выдохе. Пора и домой. Главное спасибо — руководству Театра за «добро» и начальнику пресс-службы театра Катерине Новиковой, которая нас там везде водила и всё-всё рассказывала.

Завершающая «вишенка на торте» — профессионализм Театра, и как они повели в себя в сложнейшие для «лицедеев» ковидно-пандемийные времена. Удивительно, но они сразу (вообще сразу) ушли в онлайн!

Цитирую Википедию (жирным выделено мной) ->

В марте 2020 года [т.е. вообще сразу!], на фоне карантина, вызванного пандемией коронавируса, Большой театр начал серию онлайн-трансляций ранее записанных спектаклей «золотого фонда» на своем официальном YouTube-канале. В первые сутки балет «Лебединое озеро» посмотрели более 1 млн человек. В рамках карантина также состоялся концерт, где звезды классической сцены и эстрады, актеры театра и кино выступили при пустом зале, чтобы выразить свою благодарность медикам и другим работникам, которые продолжают деятельность в период пандемии.

Ай, какие молодцы! Для контраста — как с ситуацией боролся, например, Цирк Солнца. А никак! Они чуть не обанкротились! Там немного длинно для цитаты, но смысл в том, что они уволили 4600+ сотрудников, просели в тотальную финансовую задницу (приношу извинения за технические термины на фоне рассказов о Прекрасном), ну и так далее. А в то же самое время Большой театр (хоть и на гособеспечении) догадался просто уйти в онлайн. Большому театру — огромное уважение и низкие поклоны! Спасибо!

// Данный материал никак не является рекламой, поскольку Большой в рекламе не нуждается.

UPD: По результатам комментариев и ответа от БТ вот такое дополнение и корректировка ->

5.
На сцену с артистами, на поклоны, выходит дирижер. «Главный хореограф» — неправильно. Если кто и главный, то он «главный балетмейстер», а хореограф скорее был бы «хореограф-постановщик».

Важный момент — в 1812 году театр горел, но не в этом месте, а на Арбате. На Театральной площади пожары были в 1805 и 1853гг.

11-13.
Красные фойе, которые мы смотрели, называются Малое и Большое императорские фойе.

В те времена, когда масло капало в партер, там места были стоячие, не все было в стульях.

28-32.
Звонницей после реконструкции театра занимается заведующий музыкальной базой Александр Кошевой. Он показал нам, как играет на колоколах в «Борисе Годунове».

46.
Это Дарья Брусова https://bolshoi.ru/persons/brusovadarya под руководством Дмитрия Вдовина https://bolshoi.ru/persons/dmitry-vdovin — он выдающийся педагог. Его усилиями создана в БТ Молодежная оперная программа и воспитано большое количество талантов.

Остальные фотографии из Большого здесь.

Прочитать комментарии 0
Оставить заметку