24 апреля, 2020
Объект всемирного тюремного наследия.
А теперь тасманско-тюремная тема.
Поскольку в Австралию в давние времена ссылали британских преступников, то и Тасмании досталось. Причём в этом конкретном месте на полуострове Тасман были самые жёсткие тюрьмы, к которых держали тех, кто совершил тяжкое преступление уже будучи высланным в Австралию. То есть, «элитных» бандитов. Криминал «двойной очистки».
Поскольку географически полуостров соединён с основным островом двумя тонкими перешейками, а вокруг — только море-океан, то перешейки особо охранялись, чтобы не допусить успешных побегов. На перешейке «Шея ястреба» (Eaglehawk Neck) был устроен собачий кордон: около двух десятков собак на цепи от берега до берега, да плюс на платформах в воде, чтобы и там нельзя было пройти. Само собой, теперь это специальный тур-объект.
Бережно хранят сарайчики тех времён… Но климат здесь, конечно, райский — по сравнению с сибирскими «заведениями» ГУЛАГа.
Мой попутчик О.А. провёл исследование на данную тему — и вот что он нашёл:
—8<—
Первая тюрьма на Земле Ван Димена (официальное название Тасмании до 1856 года) появилась в 1803 году, и за полвека британские власти перевезли на остров около 76000 заключенных, или почти половину от общего числа всех сосланных в Австралию преступников (165 тыс.).
Самое известное тюремное поселение — Порт-Артур — место заключения самых закоренелых преступников-рецидивистов, прибрел печальную славу тюрьмы, из которой невозможно сбежать. Суровый ландшафт сам по себе оказался идеальной тюрьмой — бежать отсюда было практически некуда, а вход в залив по обе стороны охраняли дозорные, которые общались друг с другом и другими станциями при помощи довольно продвинутой семафорной системы.
Тем увлекательнее отдельные истории побегов местных «Монте-Кристо». В 1839 году группа заключённых воспользовалась туманом, чтобы угнать судно коменданта лагеря и выйти в открытое море. Проходя мимо дозорных, один из заключённых даже принял позу коменданта лагеря на носу судна — Бут имел привычку регулярно обозревать свои «владения» с борта шхуны.
Несколько недель беглецы успешно скрывались от погони, двигаясь вдоль восточного побережья и грабя близлежащие фермы. В одном из случаев, группа даже представилась поисковой командой, посланной вдогонку за самими собой, однако в конце концов беглецы были пойманы и казнены.
// наш гид вроде бы рассказал, что они добрались аж до Австралии! А это 700км. И что их не казнили, а отправили в другие тюрьмы, поскольку в этой они бы стали настоящими «героями» (Е.К.)
Более удачно сложилась судьба Мартина Кэша — беглеца-рецидивиста, который стал первым в истории человеком, переплывшим залив Eaglehawk Neck, несмотря на слухи о живущих здесь акулах — причем, сделавшим это дважды! Хотя все его попытки бегства так или иначе оканчивались поимкой, Кэш чудом избежал смертной казни и даже успел надиктовать свою автобиографию, ставшую в 1870 году бестселлером. Другая знаменитая история – побег Джорджа Ханта, который замаскировался под кенгуру и был в этой роли настолько убедителен, что охранники решили подстрелить животное на ужин. Хант, разумеется, сдался — и был приговорен к 150 ударам хлыста.
Однако самым зловещим местом Порт-Артура стала так называемая Отдельная Тюрьма. Именно здесь британские колониальные власти построили одну из модельных тюрем по теории Паноптикона Джереми Бентама. Живущие в одиночных камерах заключенные были лишены всякого общения и должны были соблюдать режим тишины. Вместо имен они получали порядковые номера, а в общих помещениях должны были носить полностью закрывающие лицо капюшоны. По мнению властей, такая «гуманная» система должна была создать условия для раскаяния в преступлении, однако вместо этого привела к росту психических заболеваний. По слухам, некоторые заключенные даже совершали убийства, чтобы получить смертный приговор и таким образом покинуть стены этого «прогрессивного» учреждения.
Сейчас Порт-Артур и несколько других тюремных поселений Австралии входят в число Объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. // О как! (Е.К.)
Но на этом рассказы о Тасмании не просто не заканчиваются — мы на пороге самого интересного участка путешествия!