11 мая, 2018
Город на Севере-1.
Итак, теперь подробнее про «как пройти на Северный полюс».
По путёвке самым простым и быстрым способом — самолётом и вертолётом. Для этого придётся преодолеть вот такой маршрут: сначала добраться до Осло, потом долететь до города Лонгйир на Шпицбергене (он же по-норвежски называется Свальбард/Svalbard), оттуда на Ан-74 вас комфортно перемещают до ледовой базы Барнео, оттуда же быстренький подскок на сам полюс. Потом ещё вернуться на «большую землю» — и на этом всё.
С чего начать? Я в своих рассказах иногда, наверное, чересчур педантичен и помечаю каждый интересный момент… посему и сейчас начну с самого начала — город Лонгйир, он же Longyearbyen. Запомнить название легко: это как «длинный год» по-английски. То есть, получается «длинный год байена» (кто такой «байен» можно не заморачиваться).
Поскольку морские путешествия я не рассматриваю, то попасть в этот город можно только по воздуху. Либо чартером (такое бывает), а если регулярными рейсами — то только через Осло. Летает несколько рейсов в неделю, но не каждый день и иногда нерегулярно. Северная погода такая штука, что может серьёзно перемешать эти самые рейсы.
Но рано или поздно (а желательно точно по графику) всё складывается, налаживается и самолёт, весело помахивая крыльями, присаживается в местном аэропорту.
Аэропортные процедуры здесь весьма неформальные, посему как только выскочили из самолёта, то тут же и баулы с нашими самыми тёплыми штанами и куртками. Сразу прыг в машину — и через 10 минут мы в городе.
Город совсем небольшой, около 2тыс. населения, но особо гордится своим званием «самый северный город с населением более тысячи человек». Весь город, естественно, можно обойти пешком за вполне разумное время, но есть ещё и такси, автобусы до аэропорта, а также променад, университетский центр(!) (по разным источникам от 350 до 750 студентов), а также рестораны, магазины, культурный центр и два музея. Очень себе неплохо для столь отдалённого центра.
Само собой, первым делом — утеплиться и тут же сразу гулять. Ведь любопытно же!
А что, вполне себе милый городок, особенно с учётом его расположения на 78й северной широте. В Антарктиде на таких широтах ледники километровых толщин лежат, а здесь Гольфстрим халявного тепла нормально так доставляет, фьорды уже в апреле без льда. Рассказывают, что вообще они замерзают не все и не всегда. Короче, не карибские побережья, но жить можно.
Вечная мерзлота, посему как и везде в таких местах — трубы не закапывают. Кород живёт «кишками наружу».
Снегоходы — везде.
Для них специальные знаки, парковки и переезды.
Запомнилась фраза «в нашем офисе/ресторане/отеле белых медведей нет, посему оставьте оружие снаружи» —
Ого-го себе музей дня посёлка городского типа на 2тыс.жителей!
Даже кунст какой-то установили.
Но, рассказывают, что соседний музей истории покорения Северного полюса чем-то даже более интересен.
Вот такой городок на севере, а вокруг:
Но город-то приморский, то есть надо обязательно сходить на набережную… ну, то есть, на побережье.
Ну что сказать.. Лёд, вода и камень. Если бы убрали ветер и солнышко включили, то можно было бы даже метнуться в отель за плавками и полотенцем. Но поскольку вместо солнца нам выдали облака с промозглостями, то купальных мероприятий не сложилось.
Назад в город!
В городе и вокруг — остатки старой шахтёрской инфраструктуры и горы (фьорды) необычайной брутальности. Какой темой продолжить?
Пусть будут… холмы!
Но это уже тема отдельного поста, до завтра!