12 марта, 2018
Русские железяки на бельгийских просторах.
Меня очень давно мучало любопытство: а чем европейские металлургические предприятия отличаются от российских? На вид, на звук, на запах. Наконец-то удалось получить ответ на этот вопрос.
Ответ на этот вопрос состоит из одного слова и точки: ничем.
По внешнему виду отличить, например, НЛМК в Липецке от бельгийской La Louviere невозможно. Всё примерно тоже самое. Длиннющий прокатный стан, жар от раскалённых слябов, шипение воды, механизм весь грохочет разным уровнем громкости металлического бабаха, стук прокатываемого листа по стану бум-бум-бум-бум-бум (быстро), пахнет тоже естественно чёрной металлургией. Стерильными эти помещения никогда не были и очень сомневаюсь что когда-то будут, посему перед экскурсией туристов заворачивают в казённое, которое не жалко. И с техникой безопасности тоже познакомиться обязательно.
И пошли.
Как нам рассказали, ещё недавно здесь был полный цикл — от литья чугуна и стали в домнах до горячего и холодного проката. После покупки завода российской НЛМК процесс оптимизировали и от сталелитейного отказались. Сейчас слябы и рулоны везут из Липецка, а здесь в Бельгии оставили только прокатную часть. Её нам и показали по полной программе, весь цикл горячего проката.
Вот этот сляб привезли поездом-морем-поездом из далёкого Липецка, нагрели до 1200℃ и вытолкнули на прокатный стан:
И он воооон туда отправился в путешествие, где его раскатают и расплющат до состояния тонкого листа (от 2 до 5мм в зависимости от режима работы стана).
Ну, ясен пень в цеху непосредственно у стана ни одного человека. Всё (почти всё) автоматическое, то есть — наша любимая тема индустриальной безопасности в полный рост здесь есть.
Таких комнат здесь несколько, поскольку сляб проходит через разные технологические процессы, давят и прессуют его разными валиками и в разных режимах. Это примерно как тесто скалкой раскатывают, но немного сложнее.
Где-то посередине процесса лист скручивают в рулон, раскручивают и запускают дальше — чтобы сбалансировать температуру (он остывает неравномерно) и поменять «голову с хвостом» («голова» оказывается внутри рулона и дальше он едет «вперёд хвостом»).
Короче, всё (кроме промежуточной скрутки в рулон) примерно как и на других сталепрокатных объектах что я видел, только надписи здесь на французском:
Что ещё? Нам повезло попасть на процедуру смены прокатных валиков. Это такие громадные металлические «скалки» по метру-полтора в диаметре, между которыми прогоняют лист горячего металла. Они крутятся, давят металл и вытягивают исходный толстый сляб в тонкий лист.
Процедура эта полуавтоматическая, да и не обошлось без сбоев. Один из валков с первого раза не захотел вытаскиваться из своей нычки :)
И самый конец горячего проката — длиннющий лист металла скатывают в рулон. Длина листа в самом конце зависит от толщины листа (физика здесь простая, в два раза тоньше — в два раза длиннее). При прокатывании на вид 15-метрового сляба толщиной сантиметров 30 в 5 миллиметров получается 900-метровая лента (вроде бы такую цифру нам сказали).
Дальше всё это отгружается в цех холодного проката, но увы — мы туда уже просто не успели. В следующий раз.
Вот такая штука получается. Чтобы условный бельгиец купил себе на дачу кусок трубы (газ, например, провести и зимой не мёрзнуть) в далёкой России в шахтах копают уголь и железную руду, везут их на комбинат, где химическими колдовствами превращают в кокс и агломераты разные, засыпают это дело в огромную раскалённую печку, выжимают из всего этого дела чугун, перевозят его в сталелитейку, разбавляют с металлоломом и снова плавят в разных режимах, охлаждают до твёрдого сляба, выгружают его на стан горячего проката, целый километр давят разными валками, скручивают в рулон, потом долго везут его до Балтийского моря, потом кораблём до Бельгии, там снова везут на завод, там прокатывают снова и результат отгружают заказчикам, которые из этого материала мастерят разные автомобили, трубы и прочие разности. Ну или везут из Липецка металлические слябы в Бельгию, где их прокатывают горячо (что мы видели) и холодно. Примерно как-то вот так.
Вот рулоны из Липецка лежат:
Круговое движение по территории весьма выразительно оформлено.
Но почему сталелитейка именно в Бельгии? — удивится внимательный читатель. Я сам удивился. Оказывается (как нам поведали на заводе) именно Бельгия и Англия являлись пионерами промышленного литья и проката стали. О как, я не знал про Бельгию. Надо бы покопаться и поизучать вопрос рады любопытства, но оставляю это как домашнее задание добровольцам-читателям.
UPD: на нашем фанклубе подсказали любопытную теорию:
Бельгия, как государство оформилось довольно поздно и благодаря Англии. Для продвижения своих интересов на континенте британцы активно помогали развивать королевство. Для чего отдали тамошнему королю Леопольду (дядя королевы Виктории) в концессию Конголезию. Для крохотной страны, колония размером превышающая метрополию в 77 раз и населением в 3 раза большим, стала основным источником сырья и полезных ископаемых. Экономика Бельгии стремительно взлетела.
Благодаря наличию угольных шахт, а также месторождениям железа и цинка, в регионе Валлония, огромное развитие получила сталелитейная и металлургическая промышленность. Которая, наряду с производством каучука, стала локомотивом экономики новоиспечённого государства. Благодаря тесным связям с Англией, громадному источнику сырья в африканской колонии и стремительному росту капиталов, Бельгия стала наиболее промышленно развитым государством континентальной европы на рубеже 19-20 веков.
Тем временем в Брюсселе отличная погода:
И всем привет вот отсюда, здесь тоже ничего так :)