17 октября, 2014
Уроки географии.
Каждый день мы выпускаем до 2 тысяч апдейтов (обновлений) для наших продуктов.
Каждую неделю наши пользователи со всего мира скачивают их более миллиарда раз.
Каждый месяц мы раздаём около 4 петабайт обновлений.
В том числе благодаря апдейтам мы защищаем вас от новых троянов, сетевых атак и прочего мирового зловредства, которое в последние годы плодится уже не по дням и даже не по часам, а по минутам и секундам – ежегодно мы анализируем более ста миллионов экземпляров вредоносного кода.
Для обычного пользователя «обновление» — автоматический и незаметный процесс. А на самом деле там длиннющая «кроличья нора», которая связывает продукты с гигантской распределённой IT-системой нашего собственного изготовления, с целой кучей оригинальных идей и ноу-хау.
Интересно? Дальше будет ещё интереснее :)
Интересный пост @e_kaspersky_ru про обновления антивирусных базTweet
Так что происходит, когда обновляется антивирус?
На вас начинает работать CDN (Content Distribution Network) – система раздачи обновлений, состоящая из 60 серверов в 13 странах, включая Россию, Германию, Великобританию, Францию, США, Японию, Китай, Австралию и т.д.Африка тянет апдейты отовсюду :)
Этап номер один – выбрать самый быстрый источник для загрузки.
Здесь CDN нужно «поженить» обновляемый продукт с одним из этих 60 серверов, учитывая их близость и текущую загрузку. Логика достаточно прозрачная – пользователи из России подключаются к российским серверам, из Европы к европейским и т.д. Однако, если, например, российские серверы перегружены, то система автоматически переключает пользователей на другие региональные серверы, предоставляющие самый быстрый коннект.
Дальше CDN надо отдать запрашиваемые файлы. Общий объём обновлений (это на все продукты, для всех платформ) — ~5Gb (~40Kфайлов) и за ними каждый день «ходят» ~25млн уникальных IP-адресов (т.е. реальное количество пользователей существенно больше). Разумеется, чтобы раздавать такой объём такому количеству продуктов нужен нехилый канал. А порой нагрузка у нас зашкаливает до 120Gbps (sic!) или сотен терабайт данных и более десятка миллиардов запросов в сутки!
И даже если этого канала вдруг не хватит (пока такого не случалось), то подключится резервный. А резервным каналом у нас Akamai. И его «скушать» практически нереально.
А ещё очень интересно покопаться в статистике обновлений.
Здесь как нигде лучше можно понять реальную географию бизнеса – откуда и сколько к нам регулярно приходят лечиться обновляться.
В списке лидеров по потреблению апдейтов — Россия, Германия, Франция, Англия, Бразилия, США, Мексика, Япония, Китай. Любопытно – на 28 месте Бангладеш — выше Белоруссии, Португалии, Бельгии и Израиля. Не иначе, как там затесались свои люди :)
Но особо любопытно посмотреть в самый конец списка – на страны, из которых к нам ходит не максимальное, а наоборот – минимальное количество пользователей. Ага, тут, естественно, самые разные экзотические страны и территории, про некоторые из которых, вы, наверное, и не слышали ни разу :)
Итак – список снизу вверх за последний квартал:
1) Остров Св.Мартина. Точнее, его голландская часть (ага, там ещё есть французская часть!) под названием Синт-Мартен. 1 (один) продукт! Гугл сообщает, что управляет островом губернатор Eugene Holiday, мой тёзка. Так, может быть, этот единственный наш пользователь – именно он?? 8-)
2) Антарктида! 5 (пять) продуктов! Интересно – это полярники с баз или те счастливчики, которым пришлось коротать время на базе Union Glacier в ожидании лётной погоды? Хотя… Туристический сезон там – с декабря по февраль. Значит, полярники зимуют, сидят в Интернетах, а продукт качает наши апдейты!
3) Тувалу. 5 продуктов. По 1 продукту на каждый из пяти атоллов!
4) Монтсеррат. 14 продуктов. Копаем дальше – ага, население 5тыс., из которых где-то 1,5тыс. Интернет-пользователей. Итого, наша доля рынка меньше одного процента! Надо срочно ехать лично и исправлять ситуацию!!
5) Остров Св.Елены. Место ссылки Наполеона и многих других известных и неугодных людей. 14 продуктов! Ого, а там прикольно! «Один из самых удалённых уголков мира», «200 эндемичных видов растений», «6-метровое чёрное капустное дерево»…
6) Острова Кука. 36 продуктов. Ну-ка, посчитаем долю рынка … 0,6% Хмм… Снова надо что-то делать! Может расширить мой топ-100 must see мест и заняться его выполнением? :)
7) Уоллис и Футуна. 52 продукта на 900 пользователей Интернет, т.е. уже 5,8% рынка. Ого!
8) Фолклендские острова. 126 продуктов или 6,6% рынка. Интересненько… на 3тыс. населения приходится 2,9тыс Интернет-пользователей, из них 1,8тыс в Фейсбуке. А! Так это, наверное, с учётом расквартированных военных, которые формально в графу «постоянное население» не вписываются.
9) Гренландия. 268 продуктов на 52тыс. пользователей среди местного населения. Или они все оттуда разъехались по Америкам-Европам?
10) Королевство Тонга. Уже 350 продуктов, но на 100тыс. населения. Странно, а вот по sales-данным там у нас купили только 60 лицензий. Впрочем, это не показатель чудовищного пиратства – остальные могли притащить из других мест туристы.
Список можно продолжать – там есть Науру, Самоа, Токелау, острова Чагос, остров Норфолк, Маршалловы острова, Ангилья… В общем, где бы вы ни были — без обновлений не останетесь!
И где только не используют Антивирус @e_kaspersky_ru: есть даже 5 пользователей в АнтарктидеTweet