От автора

Однажды давным-давно, ещё аж в 2012 году, мы с группой единомышленников решили бросить всё и внимательно изучить Новую Зеландию. Зачем и почему, кто эти «мы» и что из этого получилось, я попытаюсь рассказать на страницах этой книги.

Во-первых, все мы об этой самой Новой Зеландии (далее НЗ) что-то слышали, по телевизору видели, на карте мира и глобусе (в нижней его части) наблюдали.
А ещё там разные хоббиты с эльфами в кино снимаются.  Любопытно своими глазами окинуть просторы и оценить масштабы! К тому же многие утверждают,
что Новая Зеландия – это самое-самое необычное, красивое и «мозгоуносительное» место на земле.

Ну и во-вторых, был личный интерес. Для меня самым уникально-красивым местом всегда была Камчатка – её вулканизмы, «медведы» и прочая природа. Поэтому вопрос, что круче, Камчатка или НЗ, мучил меня довольно долго. Мои знакомые, побывавшие и там и там, ответить на него не смогли. Пришлось собраться, рвануть через полглобуса и разбираться самостоятельно…

Что мы знаем о Новой Зеландии? Эту землю в 1642 году открыл голландец Абель Тасман, он же назвал её Nieuw-Zeeland (что означает «новая земля в море»). На глобусе НЗ располагается в пределах 35-47 градусов южной широты и 165-180 градусов восточной долготы – точно напротив северной части Марокко, Португалии и южной Испании. Однако несмотря на тёплые широты, НЗ окружена студёным океаном, который весьма заметно охлаждает местный климат – во время нашего путешествия бывало и +33 °С, и +10 °С.

Итак, позади два 30-тичасовых перелёта, около 6000 км по новозеландским дорогам и 17 дней в этой уникальной стране. Запасайтесь попкорном, занимайте мягкие удобные кресла – мы начинаем!

В путь!

Новая Зеландия – чёрт знает как далеко от любой точки мира, за исключением Австралии и Океании. Готовьтесь к тому, что из Европы (и европейской части России) лететь придётся примерно полтора дня. По дороге из Москвы до Окленда только в воздухе вы проведёте более 20 часов. Из США (Сан-Франциско,
Лос-Анжелес) и Чили (Сантьяго) лететь тоже довольно долго – 13 часов.

Из Европы и России можно лететь через Токио, Сеул, Шанхай, Гонконг, Гуанчжоу, Бангкок, Куала-Лумпур, Сингапур и т.д. Это в том случае, если вы рассматриваете вариант с одной пересадкой. Кстати, можно на два-три дня зависнуть в любом
из этих городов! Все они настоятельно рекомендуются к посещению, тем более что виза кое-где ставится прямо на месте. Если не лень коннектиться два раза, можно лететь и через Австралию.

При бронировании билетов обращайте внимание на фразу ‘non-stop’! Неопытные путешественники могут удивиться, например, тому, что рейс авиакомпании Emirates Дубай-Окленд делает остановку в Сиднее.  Не исключено также, что лететь придётся авиакомпаниями разных альянсов. Поэтому при пересадке вас могут попросить забрать багаж и заново зарегистрироваться на следующий рейс.

Но даже если вы не испугались длинных перелётов, преодолели себя и сумели правильно организовать время в самолёте (лучше всего просто спать) – это ещё
не всё! В конце пути вас ждёт новая проблема, а именно джетлаг из-за смены часовых поясов. Разница во времени с Москвой у Новой Зеландии составляет
9 часов, а с Западной Европой – 12.

Маршрут экспедиции

Как известно, любую поездку можно планировать двумя способами: заказать готовый пакет услуг у турагентства или всё сделать самим. Через туроператора проще – отвезут куда надо, всё организуют и покажут, и в гору вместе с гидом полезете. Но мы решили проложить маршрут самостоятельно, тем более что в команде нашлись добровольцы, взявшие всю работу на себя.

Им пришлось:
1. Составить список мест, обязательных к осмотру.
2. Спланировать маршрут.
3. Забронировать машины, отели, паром, купить билеты на самолёт.
4. Составить список необходимого снаряжения и документов.

Четвёртый пункт – самое простое. Единственная сложность заключается в том, чтобы заставить всех получить визы хотя бы недели за две. Кроме того, надо быть готовыми к форс-мажору, связанному со всякими перетасовками в пункте 3.

Перед поездкой необходимо иметь в виду, что в НЗ действительны не все иностранные водительские удостоверения (российские точно нет). Поэтому все водители должны иметь международные права.

НЗ строго следит за своей экологией, флорой и фауной и очень боится заражения семенами чуждых им растений. На прилёте очень строгий санитарный и таможенный контроль. Туристические ботинки попросят достать и внимательно осмотрят подошву. К спальникам вроде лояльны, а вот уже использованные палатки могут отложить в карантин на несколько дней. Посему ботинки должны быть чисто помытыми, палатки – новыми. Или покупайте снаряжение на месте – цены вполне себе московские.

Бронирование отелей, авто и паромов – штука несложная, для того Интернет и придуман. Но есть нюансы. Например, некоторые отели требуют предоплату и снимают (или «морозят») с карточки деньги сразу после бронирования. В большинстве случаев можно отменить бронь и вернуть деньги за 2-3 дня до даты заселения. Внимательно читайте условия!

Выбор прокатных автомобилей огромный. В НЗ присутствуют как гиганты Hertz, AVIS и National, так и небольшие местные рентакары. Если решитесь перемещаться на пароме между Северным и Южным островом с машиной, «монстры» попросят за это дополнительные деньги. Или могут предложить альтернативу – заберут машину на одном острове, а по прибытии на другой вы получите такую же. Но бронировать надо заблаговременно, особенно если ваша поездка приходится на high season – декабрь и январь.

Список мест, обязательных для посещения, нам подсказали друзья, уже побывавшие в  Новой Зеландии. Оценив масштаб проекта, мы, конечно, пришли
в тихий ужас, поскольку изначально на поездку планировалось выделить всего две недели. Однако после дополнительных консультаций выяснилось, что только для того, чтобы засунуть нос в самые-самые интересные места, недель потребуется как минимум три! В итоге жадность до впечатлений оказалась сильнее, и мы решили путешествовать по принципу «увидеть всё» (также известному как «отдых на износ»). В результате список всех самых «вкусных» туристических мест был составлен и нанесен на карту. Мы набросали общий план путешествия с Юга на Север (как нам советовали), примерно сбалансировали нагрузки, прикинули километраж переездов… и развернули всё путешествие с Севера на Юг – так оказалось оптимальнее.

Затем, когда примерный план немного отлежался и уже не вызывал протестов
у нашего дружного коллектива, мы проработали в деталях каждый день
и забронировали авиабилеты, отели и машины.

Понятно, что при таком планировании, даже после консультаций с людьми бывалыми и знающими, приходится перекапывать горы информации – блогов, фоток и обзоров (благо у нас были добровольцы!). Так что если вы вдруг соберётесь на две-три недельки в Новую Зеландию, хорошенько подумайте – может быть,
все-таки лучше обратиться в опытное турагентство?

Новая Зеландия

Северный остров

38°24′S, 175°43′E

Не углубляясь в детали, Новая Зеландия – это два острова, красноречиво названные Северный и Южный.

Любопытно: они так назывались всегда, однако в 2009 г. Национальное географическое общество объявило, что исторические названия носят неформальный характер и не имеют правового статуса. Так что свои официальные названия острова получили только в октябре 2013 г.

Из двух островов Северный поменьше по площади, но погуще по населению (77%); не такой бугристый, но более вулканический.

В общем, как обычно: индустриальный север (79% ВВП) и сельскохозяйственный юг. Одна разница с привычными нам параметрами – здесь на юге холоднее.

Происхождение островов не вызывает сомнений. Как гласит маорийская легенда, Южный остров – это каноэ полубога Мауи, а Северный – большая рыба, которую
он однажды поймал. Ну а горы и долины – последствия спора за улов между братьями Мауи.

Мгновение 1

Раскачка

Что же делать, когда наконец прилетите на место? Лучше всего – не спать! Иначе ленивый организм будет очень долго
подстраиваться под местное время. Я в такой ситуации обычно сажусь в машину и еду куда глаза глядят. Если прилетели в Окленд, поезжайте купаться на пляж Пиха (Piha). Океан там весьма прохладный, отлично бодрит – что и требуется!

Кроме чёрного вулканического песка и статуса мекки новозеландского сёрфинга, Пиха знаменита потрясающими закатами и быстро меняющейся погодой. Дорога из Окленда на машине сюда занимает каких-то полчаса. Говорят, что очень приятно пройти этот путь ногами в оба конца – неописуемые созерцательные восторги гарантированы.

Пиха – место рождения новозеландского сёрфинга в 1958 г.

На телебашне много интересного и весёлого – например, предлагают прыгнуть со 192-метровой высоты. В качестве альтернативы можно побродить по центру Окленда, Альберт-парку, поездить по предместьям вроде Девонпорта, а если всё ещё неймётся – совершить марш-бросок на полуостров Коромандель (Coromandel).

Знаменитая оклендская башня Sky Tower: 328 метров, самое высокое здание Южного полушария

На Sky Tower две обзорные площадки, обе рекомендуются к посещению

Гастрономический козырь Новой Зеландии – морепродукты. Их здесь много, достаточно доступных и всегда свежих. Немудрено, что все кухни мира, поселившиеся в этом уголке планеты, настойчиво предлагают рыбное меню. Особенно рекомендую местные японские и китайские рестораны. Увы, дальше по маршруту вкусная и здоровая пища будет попадаться крайне нерегулярно… Ну должны же быть у НЗ хоть какие-то недостатки!

Вид на центр Окленда из Девонпорта

По Новой Зеландии можно передвигаться самыми разными способами – она к этому отлично подготовлена. Пешком по горным трекам, на катерах по фьордам, на велосипедах, байках, автостопом, а также на арендованных авто. Имеются даже симпатичные тур-поезда с открытыми площадками. Но если вы хотите максимально освоить НЗ за кратчайшее время – без машины не обойтись. И готовьтесь к тому, что ездить придётся очень много! Новозеландские природные жемчужины иногда разделены сотнями километров дорог… Однако дороги эти – незабываемы.

В НЗ они в основном двухполосные, с временной полосой для обгона – «два на два» – только у крупных городов. Но практически всегда пустые и  немыслимо красивые. Такое впечатление, что окружающий мир аккуратно пострижен, покрашен и отфотошоплен (особенно на Северном острове). Всё такое ровное, красивое, ухоженное и нереально яркое.

Эх, дороги...

Живность тоже яркая и аккуратная. Кажется, что перед выходом в поле все эти бурёнки-овечки принимают душ, причёсываются и маникюрятся…

Во время этой поездки я понял основное преимущество левостороннего движения. Всем правшам гораздо удобнее фотографировать, сидя за рулём, который находится справа. Причём дело не только в привычке. Кнопки у всех фотоаппаратов сделаны под правую руку – левшам приходится переучиваться.

Поскольку я очень много путешествую по миру, для меня левостороннее движение – не проблема. Мало того, если подсчитать, то выясняется, что по левой стороне я езжу гораздо чаще, чем по правой. Впрочем, остальные наши водители, не имеющие такого опыта, всё равно переключились довольно быстро.

Гораздо бόльшую проблему создавал для нас скоростной режим. В НЗ везде действует ограничение 100 км/час, вне зависимости от качества и состояния дороги.

Постоянно хочется остановиться – и глазеть, «втыкать» и фоткать. Вот, например, такой карамельный холмик посреди новозеландских пастбищ.

Туристические поезда: катают недолго, но зато какие виды!
Жаль, пришлось отложить на следующий раз...

Как я уже говорил, если вам хочется посмотреть всё (или почти всё), перемещаться по НЗ придётся очень-очень-очень много. У меня за 17 дней получилось почти 6000 км пробега.
С учётом «пешеходных» (трекинговых) дней это примерно по 300-500 км в сутки.
Готовьтесь заранее!

Плохой погоды здесь не бывает – надо просто подождать полчаса!

Бензоколонок много, но работают они очень ограниченное время.
Всегда оставляйте полбака в резерве. И имейте в виду, цены на топливо (в новозеландских центах) весьма убедительные.

Крупные хищники (кроме людей) в дикой природе НЗ отсутствуют.  Так что встретить добродушных и дружественных медведов не получится – это вам не Камчатка. Кстати,
как и на Камчатке, тут вообще нет змей. Говорят, что и муравьёв тоже. Вдоль дорог иногда стоят забавные предупреждающие знаки: оказывается, дорогу здесь переходят не только коровы и овцы, но также киви и пингвины. В общем, будьте бдительны!

Полезные советы для странствующих и путешествующих

Многие заправки (за пределами крупных городов) закрываются в 6-8 часов вечера, некоторые не работают по выходным. Есть круглосуточные, на которых топливо оплачивается исключительно банковскими карточками, и продавцов там нет в принципе. Однажды автомат отказался принимать любые карты, кроме австралийских и новозеландских. Посему не откладывайте заправку до позднего вечера или до красной лампочки. Кормите своё авто впрок!

Полиция ведёт себя очень активно. Сидят в засаде на обочинах, катаются туда-сюда в машинах «гражданской» окраски – так что не наглейте! Превышение скорости даже на 10 км/ч карается немедленно. В городах также «пасут» всё неправильно припаркованное. На парковках цифры «5», «30», «60», «120» означают количество минут бесплатной стоянки.

Иногда очередная придорожная красотень появляется  настолько неожиданно, что возникает непреодолимое желание иметь видеорегистратор или навесной фотоаппарат.

Если будете передвигаться в жёстком режиме «увидеть всё», то учтите: постираться времени не будет. Запасайтесь бельём! Магазины закрываются строго в момент окончания рабочего дня, то есть засветло.

Климат в НЗ не слишком суровый, поэтому кататься лучше в необременительной одежде: шортах, майке, сандалиях. Но непродуваемая ветровка или куртка должны быть всегда под рукой!

Комары и кусачие мухи отсутствуют, но пару раз налетал гнус. Так что банку репеллента тоже лучше иметь поблизости.

У железнодорожного транспорта всегда преимущество!

Новозеландский язык

Когда я в первый раз оказался в Австралии, то пребывал в некоторой растерянности. Я,  конечно, слышал, что там говорят на австралийском английском, но не подозревал, что он настолько австралийский! Однако в НЗ выяснилось, что австралийцев я понимаю лучше, чем новозеландцев. Главное отличие новозеландского английского заключается в произношении и особых сленговых словах.

Как-то на заправке я подъехал к колонке номер семь. Подхожу к девушке, говорю: «Сэвэн». Она долго не может понять и наконец радостно кивает головой: «Севен!»

Другой случай произошел в одном из туристических мест. Рядом с нами шла группа англичан, которым местный гид что-то оживленно рассказывал. Туристы покорно слушали. Наконец он объявил перерыв и пошел к автобусу. Одна путешественница повернулась к другой и горестно сказала (по-английски): «Я не понимаю ни единого слова...»

Оченьдлинноесловонаверноевмаорийскомязыкенетпробелов

Новая Зеландия – заветная мечта туристов всей планеты